ЧуковскийКорней Иванович
(наст. имя - Николай Васильевич Корнейчуков)
– русский писатель, критик, литературовед, переводчик 31.03.1882– 28.10.1969.
К 130-летию со дня рождения.
Кто из нас не знаком со сказками и стихами добродушного дедушки Корнея: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Приключения Бибигона». Сколько поколений детишек выросли на его простых и понятных, легко запоминающихся, ярких стихах!
«Смешной, забавно-живописный», очень-очень милый, почти «диккенсовский герой» - так называли Корнея Ивановича в начале 20-х годов. Но он был и другим. «Иуда из Териок», «белый волк», «разбойник» - так тоже называли нашего милого диккенсовского героя. И ведь было за что. Он «вечно, и почему-то каждый раз нечаянно, совсем, совсем против своей воли», смертельно обижал кого-нибудь. Его неукротимый, просто бешеный темперамент частенько давал себя знать в язвительных, порой убийственных характеристиках, щедро раздаваемых Чуковским направо и налево. Не только врагам, но и друзьям.
Вместе с тем этот «пристрастный», «вероломный», «ядовитый» человек постоянно за кого-то хлопотал, горячо откликаясь на многочисленные просьбы. Бегал, добивался, звонил по телефону, писал письма. И хотя он никогда не обладал ровностью характера, терпимостью, так называемой «житейской мудростью», но всегда был неравнодушен. А потому неизменно притягателен для людей. Всегда. На протяжении всей жизни. Долгой и такой разной жизни…И главным в ней было РАБОТА.
Работа для Чуковского – добровольная каторга. Писал он трудно, долго, с бесконечными переделками и правками. Знаменитая "легкость стиля" и какая-то особая ясность изложения давались тяжело, даже мучительно.
Работа - его единственная радость и утешение. Ведь только она позволила перенести все, что выпало на долю. А выпало немало. Смерть троих детей. Ссылки, расстрелы, гонения сверстников, товарищей, учеников. Невежественные и грубые нападки всевозможных критиков. И стынущий от голода и холода послереволюционный Питер. И военная Москва 41-го года. И эвакуационный Ташкент. И многое еще, от чего спасла, заслонила, уберегла только работа.
Творчество Корнея Чуковского не ограничивалось только детскими произведениями.
Чуковский-переводчик сделал ставшие классическими переводы Уитмена и Киплинга, Уайльда и Твена, А.К.Дойля и О.Генри.
Чуковский-литературовед написал два фундаментальных исследования о творчестве Николая Алексеевича Некрасова и Антона Павловича Чехова.
Чуковский-лингвист выпустил книгу о русском языке - "Живой как жизнь".
Чуковский-исследователь попытался "найти закономерности детского мышления и четко сформулировать их", что и сделал в знаменитой книге "От двух до пяти".
(Использована статья из книги: Писатели нашего детства. 100 имен: Библиографический словарь в 3 ч. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – 432 с.)
Ссылки:
http://www.chukfamily.ru/index.html Сайт семьи Чуковских
http://chukovskie.livejournal.com/ Чуковские · в · жжhttp://chukovskiy.ouc.ru/ Библиотека поэзии
http://www.youtube.com/watch?v=FDliNgX7-Vc "Муха-цокотуха" в авторском исполнении
15 марта 2012 г. исполнилось 75 лет Валентину Григорьевичу Распутину. Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе сознания народа. Наверное, это правильно - нельзя в малом времени современности разглядеть истину. Но в 1996 году общественное читательское жюри Международной литературной премии «Москва-Пенне» называет В.Распутина абсолютным лауреатом. А в мае 2000 года ему присуждается единственная частная премия в России - премия Солженицына: «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал». «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен — Валентин Григорьевич Распутин».
Его книги – достойное завершение литературы двадцатого века, новое подтверждение того, что русская литература – ведущая в мире. Одно только название повестей: «Деньги для Марии», «Вверх и вниз по течению», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы « Василий и Василиса», «Уроки французского», которые, по сути, тоже повести, одно их перечисление вызывает в нашем сознании образ нашей России. Любовь к ней – главное в творчестве Распутина.
Любовь и безмерная боль за настоящее и будущее России.
Из интервью газете «Аргументы и факты в Украине»: http://www.aif.ua/society/article/15992
- Валентин Григорьевич, как, на ваш взгляд, сегодня выглядит эта конструкция - государство Российское?
- Сегодня государство стоит довольно шатко на власти и довольно непрочно на вере. Народа как единого целого, как здорового и деятельного тела государственности нет. Он раздроблен, расколот и, сильно поредевший, потерявший своё лицо, занят лишь собой, своим спасением. Это ненормальное, уродливое положение не может пойти на пользу государству. Власть пусть не досыта и не всех, но покормила своё население, расплатилась с внешними долгами и частью - с внутренними, дала кой-какие льготы старикам. И всё это в основном - за счёт нефти и газа. Вся остальная деятельность приносит гроши. Но нефть и газ мы давно уже крадём у будущих поколений, как и леса, чистые воды и многое другое. Тароватая наша экономика, мягко говоря, воровата, и это в государственных масштабах. Власть у нас не укоренена ни в народ, ни в землю свою, ни в будущее.
… Мы забываем, что могучие и греческую, и Римскую империи погубили не внешние нашествия, не исторические и биологические законы усталости и смерти. Сгубило их нашествие внутреннее, которое называется нравственным разложением общества и которое дошло до той точки омерзения, что уже не вырабатывало жизненные силы и от себя же защитить не сумело. Россия с её тысячелетней историей - по всем меркам молодая цивилизация. И грозит ей не старость, не усталость, не изношенность, а «красивая» жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций. Римлянам и грекам не снилось то, что вывалилось на Россию с телевидением, «культурной революцией» и нравственным разрушением человека.
- Вы подметили, что нынешним властям недосуг оглянуться, чтобы увидеть, какие думы вынашивает народ. А вы сами пытаетесь понять, какие же думы он вынашивает?-
Пытаюсь. И думаю, что кое-что понимаю. Он думает: когда это кончится и кончится ли когда-нибудь? Когда с ним заговорят, как со своим, родным человеком, пусть небезгрешным, но сыном России, и перестанут дурить по всем каналам как чужака и идиота? Когда, думает он, перестанут грабить Россию, будто она пленена и это её заслуженная участь? И почему не залечивают язвы и раны, нанесённые земле и человеку ельцинским режимом?
Генерал-майор Красной армии А.А. Игнатьев. 1940 г. |
Игнатьев Алексей Алексеевич
(2(14) марта 1877 г., г. Петербург – 20 ноября 1954 г., г. Москва).
К 135-летию со дня рождения.
Российский военный дипломат, писатель, сын члена Государственного совета, почетного гражданина г. Иркутска и г. Ржева Тверской губернии, графа А.П. Игнатьева, потомок древнего дворянского рода. Окончил Киевский кадетский корпус (1894 г.), Пажеский корпус (1896 г.), академию генштаба (1902 г.), Офицерскую кавалерийскую школу (1903 г.). Участник русско-японской войны 1904-05 г. В 1908-12 г.г. – военный атташе в Дании, Швеции и Норвегии, в 1912-17 г.г. военный агент во Франции; одновременно представитель русской армии при французской главной квартире. Во время Первой мировой войны руководил размещением военных заказов во Франции и поставкой их в Россию.
После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти, оставался во Франции. В 1925 году передал советскому правительству денежные средства, принадлежавшие России (225 млн. рублей золотом) и вложенные на его имя во французские банки. За эти действия был подвергнут бойкоту со стороны эмигрантских организаций. Был исключён из товарищества выпускников Пажеского корпуса и офицеров Кавалергардского полка. Под воззванием, призывавшим к суровому суду над отступником, подписался родной брат А. А. Игнатьева.
В 1937 году переезжает в СССР. Работал инспектором и старшим инспектором по иностранным языкам Управления военно-учебных заведений РККА, начальником кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии. С октября 1942 года — старший редактор военно-исторической литературы Военного издательства Народного Комиссариата Обороны СССР. В 1943 г. получил звание генерал лейтенанта Красной Армии.
С 1947 г., находясь в отставке, занимался литературной деятельностью. Автор воспоминаний «Пятьдесят лет в строю», которые содержат сведения о жизни русской и иностранных армий, деятельности военно-дипломатических кругов России в конце XIX-начале XX вв., а также о русско-японской и 1-й мировых войнах.
Родовое имение Игнатьевых – Чертолино Тверской губернии Ржевского уезда Лаптевской волости. Здесь А.П. Игнатьев проводил все служебные отпуска с семьей и сюда Алексей Алексеевич приезжал, будучи уже взрослым в 1931 году. В своей книге «Пятьдесят лет в строю» он писал: «Чертолино – это моя дорогая родина. С радостью сбрасывал я с себя офицерский мундир и накрахмаленную рубашку и, заменив их косовороткой, бежал в Чертолинский парк… На всю жизнь запечатлелся в моей памяти этот дорогой уголок родины. Никакие красоты в иных странах не могли вытеснить из моего сердца привязанность к русской природе».
Алексей Алексеевич Игнатьев – широко известен читателям как автор воспоминаний «Пятьдесят лет в строю» (в СССР книга выдержала более 10 изданий), содержащих много достоверных сведений и ярких подробностей его жизни.
Книга описывает жизнь высшего русского общества и двора, русско-японскую войну и причины поражения русской армии, жизнь России, Скандинавии и Франции в период, предшествующий первой мировой войне и после нее. Мемуары Игнатьева, охватывающие большой исторический период, написаны точно и выразительно, они представляют не только познавательный, но и большой художественный интерес.
Источники:
Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1986.
История Ржева. Ржев, 2000. – с.144-146.
Кривонос М. Мятежное земство. Тверь, 2001. – с.23-24, 208-209.
Краткая литературная энциклопедия. М., 1966.-с.46
Советская историческая энциклопедия. М., 1964., т.5.-с.744
Энциклопедия дворянских родов. М.. 2004. – с.185-187.
Норченко И.К. Царские генералы на службе СССР (о деятельности А.А. Игнатьева, как разведчика) - http://www.protvino-forum.ru/showthread.php?t=4206
http://ricolor.org/history/voen/bitv/xx/1_world_war/ganin/ - другой взгляд на деятельность Игнатьева А.А.
ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ
(1937 - )
Русский советский писатель. Родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет МГУ, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Первый роман опубликовал в 1965 г. В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала «Знамя». Живет и работает в Москве. Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга».
Творчество Владимира Семеновича Маканина составляет одну из интересных и ярких страниц современной литературы. Лауреат престижной премии Букера в 1996 году за повесть "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" и Государственной премии в области литературы и искусства за роман "Андеграунд, или Герой нашего времени" и повесть "Кавказский пленный", писатель признан ведущими литературными критиками - Л.А. Аннинским, А.С. Немзером, А.М. Марченко, И.Б. Роднянской, Л.И. Сараскиной, - одним лидеров отечественной словесности. Критики называют Маканина интеллектуальным, умозрительным, жестоким по отношению к читателю писателем, который не гонится за дешевой популярностью. Его произведения требуют огромного труда от читателя. Почти все пишущие о нем единодушны, пожалуй, в одном: писателю чуждо морализаторство, нравоучительство. Говоря о рецензиях на роман В. С Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени, необходимо отметить, что А.С. Немзер в своей статье "Замечательное десятилетие: О русской прозе 90-х годов", подводя "литературные" итоги эпохи, назвал роман в числе тридцати лучших прозаических сочинений 1990-х годов. Конец XX - го века, это время, в котором живут герои романа В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени"". В этом времени живут герои произведений Виктора Олеговича Пелевина ("Generation „П“"), Татьяны Никитичны Толстой и Наталии Никитичны Толстой ("Сёстры"). И во всех этих произведениях ставится вопрос, как всё происходящее в стране влияет на личность и духовность людей, как изменяются люди под действием внешних обстоятельств, когда "общественная жизнь безжалостно уничтожает, унижает, коверкает, приспосабливает к себе личность, не оставляя ей, кажется, никаких шансов, а личность (увы, не всякая) - в какой-то предельной точке - все же остается свободной".
В библиотеке имеются следующие книги автора:
Маканин В. С. Асан – М.: Эксмо, 2008.
Маканин В. С. Долог наш путь. – М.: ВАГРИУС, 1999.
Маканин В. С. Избранное: Рассказы и повесть. – М.: Сов. писатель, 1987.
Маканин В. С. Кавказский пленный. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Лаз. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. На первом дыхании. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Один и одна. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Отдушина: Повести, роман. – М.: Известия, 1990.
Маканин В. С. Пленный. М.: Гелеос, 2008.
Маканин В. С. Пойте им тихо. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Портрет и вокруг. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Предтеча. Утрата. Один и одна. – М.: Книж. палата, 1988.
Маканин В. С. Река с быстрым течением. – М.: ЭКСМО, 2009.
Маканин В. С. Удавшийся рассказ о любви: Повести. – М.: ВАГРИУС, 2001
Маканин В. С. Утрата: Повести, рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1989.
и мертвецы так же вмешиваются в дела
наши и действуют вместе с нами, как живые.
Н.В. Гоголь.
4 марта – день памяти русского писателя и драматурга Н. В. Гоголя (1821-1852). В своем творчестве Гоголь рассказывал с присущими ему юмором и сарказмом о жизни России и Украины. Центральным произведением Николая Васильевича стала поэма «Мертвые души», так и оставшаяся незаконченной. После опубликования в 1842 году первого тома поэмы писатель немедленно взялся за работу над вторым. Долгий и напряженный труд продолжался до 1852 года. В это время Николай Васильевич знакомится с протоиереем Успенского собора в городе Ржеве Тверской губернии Матфеем Константиновским, который стал его духовником. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Писатель предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он назвал ее «вредной».
Осуждение Константиновского и ряд других причин убедили писателя отказаться от творчества. Глубокий творческий и психологический кризис послужили причиной болезни и 21 февраля (4 марта) писатель умер.
Кадры из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
О фильме:
Производство: киностудия им. М. Горького, 1961 годАлександр Роу - Режиссёр
Аркадий Филиппенко - Музыка
Николай Гоголь - Автор сюжета
Дмитрий Суренский - Оператор
5 марта - день памяти русской поэтессы, писателя, литературоведа Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966).
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней - царственное слово.
А. Ахматова.
http://www.akhmatova.org/ сайт об Анне Ахматовой "Ты выдумал меня..." (стихи, проза, статьи о поэтессе и ее творчестве, воспоминания и многое другое).
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней - царственное слово.
А. Ахматова.
http://www.akhmatova.org/ сайт об Анне Ахматовой "Ты выдумал меня..." (стихи, проза, статьи о поэтессе и ее творчестве, воспоминания и многое другое).
Алла Демидова читает стихотворение "Теперь никто не станет слушать"
Эльмира Галеева "О тебе вспоминаю я pедко..." (сл. А. Ахматовой)