Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

среда, 21 сентября 2016 г.

Ржевскому железнодорожному узлу 115 лет

Идеи о необходимости строительства железных дорог в России начали звучать в начале тридцатых годов девятнадцатого века в разных уголках страны. В первой половине прошлого столетия рельсы уже связали многие крупные города страны. В 70-80 годы железная дорога Москва-Петербург, охватившая  и уездный центр, через Лихославль и Торжок пришла в Ржев. Отсюда и по сей день станция, с которой можно выехать в Тверь через Торжок и Вязьму, называется Ржев-I, хотя главенствующая роль в начале века и сейчас занимает станция Ржев II, находящаяся на железнодорожной линии под современным названием Москва-Рига.
Между тем, строительство в наших краях железной дороги встретило вначале яростное сопротивление. В документах Ржевского уездного собрания второй половины  XIX века можно найти материалы, указывающие на то, что местные дворяне и купцы были против проведения ее от Москвы на Ржев и далее на запад. Они считали, что куда выгоднее товары в сторону Москвы направлять водным путем, по Волге, и затем по железной дороге через Лихославль. Противоположного мнения придерживались Волоколамское, Звенигородское и Зубцовское земства, которые в начале 90-х годов ходатайствовали перед правительством о строительстве железнодорожного пути от Ржева через Зубцов и посад Погорелое Городище на Волоколамск и Москву.
В правительстве понимали, что железная дорога, соединяющая Москву с портами Балтийского моря, имела бы большое значение. Поэтому в 1897 году последовало «высочайшее разрешение» Московско-Виндаво-Рыбинскому обществу на постройку новой железнодорожной линии.
Согласно первоначальному плану, дорога должна была миновать Ржев и пройти в сторону Великих Лук из Москвы через Зубцов, реку Западная Двина и Торопец. Дворяне из Осташкова, осознав, что в этом случае дорога пройдет слишком далеко от их города  и, соответственно, не будет иметь для него никакого экономического значения, предложили другой путь, к тому же более выгодный в строительном отношении и позволяющий избежать постройки нескольких мостов – от Зубцова через Ржев на южную границу Осташковского уезда и далее на Великие Луки. Дорога, правда, оказывалась чуть длиннее – на 10 верст – но приближалась к Осташкову.
Ржевское земство под влиянием осташей изменило свое первоначальное решение и также направило в правительство прошение о постройке железной дороги. Ржевитяне даже направили в Петербург специальную делегацию в составе статского советника Квашина-Самарина, действительного статского советника Игнатьева и тайного советника, сенатора Шульца.
Проведение дороги по новому направлению значительно увеличивало затраты на строительство, но ржевитяне довольно мудро обошли этот вопрос, предложив в будущем повысить тариф на прибывающие и ввозимые грузы из Ржева сроком на 10 лет, чтобы за это время восполнить дополнительные затраты. Ходили слухи, что немалая заслуга в положительном решении вопроса принадлежит дворянке Александре Сольбах, якобы подкупившей строителей, чтобы добиться строительства дороги на своих землях.
Так или иначе, но ходатайства осташей и ржевитян о проведении дороги через Ржев были удовлетворены, строительные работы, начатые в 1897 году сразу по всей трассе, разбитой на участки, ускорились и уже через три года были завершены.
К 1901 году Московско-Виндавская железная дорога пересекла Зубцовский и Ржевский уезды, а с 1 февраля, как свидетельствуют документальные записи («Материалы для истории Тверского губернского земства 1886-1908 г.г.»), открылось движение поездов. Вначале они курсировали через день, а с сентября 1901 года установилось ежедневное движение.
Сохранилась справка, датированная октябрем 1901 года и содержащая доклад министра путей сообщения Хилова царю Николаю II о том, что 11 сентября (24-го по новому стилю) открыто «правильное пассажирское и товарное движение на линии на участке Москва-Крейцбург (Крустпилс)»
Так Ржев стал городом железнодорожников.
Источник.
Ковалев, А. Век «правильного движения» // Ржевские новости. – 2001. – 1 авг. – С. 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...