воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Главная книга Василия Гроссмана


К 110-летию со дня рождения В. С. Гроссмана



«Роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200-300 лет», – с такой формулировкой пришел отказ в публикации одного из самых трагических произведений ХХ века.
Речь идет о романе–эпопее «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
Этот роман еще сравнивают с «Войной и миром» Л. Н. Толстого по охвату событий и количеству персонажей. Это многоплановая панорама эпохи Великой Отечественной войны: Сталинградская битва, тыл, ГУЛАГ, немецкие концлагеря, еврейские гетто, проблема противоречия личности насилию тоталитарной системы, как фашистской, так и коммунистической. 
Конечно же, в советской России такое произведение не могло дойти до простых читателей. И судьба книги и автора была предрешена. Литературные чиновники роман не приняли, резко осудили и запретили к публикации. Произведение было признано «антисоветским», порочащим советскую действительность. Все экземпляры были конфискованы КГБ (Комитетом государственной безопасности).
Василий Гроссман, обеспокоенный судьбой своего многолетнего творения (автор работал над романом с 1950–1959 год), обратился в письме к Никите Сергеевичу Хрущеву с просьбой объяснить, что ждет его книгу: «Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я её написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от неё.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал её, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге».
Вместо ответа писателя пригласили в Центральный комитет партии, где объявили, что книгу печатать не будут. О возврате рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200–300 лет.
Лишь у старого друга Василия Гроссмана, поэта и переводчика Семена Липкина, сохранился машинописный экземпляр романа, который был вывезен заграницу в 70–е годы и там, в Швейцарии, опубликован в 1980 году. Способствовали этому друзья писателя академик Андрей Дмитриевич Сахаров, поэт-фронтовик Булат Окуджава и писатель Владимир Войнович.
В СССР первая публикация состоялась лишь во время перестройки, в 1988 году.
Далее
Михаил БУДАРАГИН, публицист: «Не жизнь и не судьба». Иной взгляд на книгу Василия Гроссмана

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...