среда, 17 июня 2015 г.

Коронационные платья российских императриц

Начнем с самодержиц. Екатерина I Алексеевна. (1725 – 1727)

Коронация состоялась 1724 (как императрица-супруга Петра I) Платье из красного шелка, украшено серебряным шитьем и вытканными узорами. Остов короны. Первая российская императорская корона, созданная к коронации Екатерины I. Не сохранила своего первоначального облика. В 1730 г. украшавшие ее алмазы были перенесены на корону императрицы Анны Иоанновны. По повелению императора Александра I, корона как историческая реликвия была передана в Оружейную палату.


На этом фото видны туфли:


Анна I Иоанновна (1730 - 1740)

Коронация  1730 г.Платье Екатерины I заказали в Берлине и привезли в Россию «патрон», то есть выкройку с вышивкой, скреплённую швами лишь в нескольких местах. И здесь только собирали. Причем собирали в большой спешке, за три дня, если верить музейным записям. А вот платье Анны Иоанновны полностью сшито в России из из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой. Есть утверждение, что первоначально платье было розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Утверждение кажется мне спорным, потому как на портрете оно какое угодно, но не розовое. Шлейф необычный, треугольной формы. Отделка платья на портрете и на музейных фото отличается, скорее всего это связано с тем, что его дополнительно отделывали после, в соответствии с меняющейся модой. Корона и цепь андреевского ордена.





Елизавета Петровна.(1741 - 1761)

Коронация 1742 г.Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть нарядней императрицы. Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного цвета) с украшением из золотого позумента. На портрете в этот раз опять другое платье. Зато нашлось фото, на котором хорошо виден шлейф, и фото макета коронационного облачения Елизаветы из портретного зала Екатерининского дворца. Макет, кстати, бумажный. :) Платье Екатерины Великой.



Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, 1762 – 1796).

Коронация 1762 г. Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы. Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см.  К 1775 году относится появление при российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле, моду на которые ввела Екатерина II. Эти костюмы являлись подражанием как длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана – в виде сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном», сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением российских императриц. (сайт Музеи Московского Кремля) О придворных платьях мы с вами непременно поговорим, само же коронационное платье Екатерины было изготовлено из серебряной парчи с отделкой кружевом и вышитыми аппликациями.


Императорская корона, была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца. Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье. Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Ну и в комплект, для полноты образа — туфли. С портретами в этот раз у меня не возникло никаких проблем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...