воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Жизнь и труды художника Федора Солнцева

«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,

которые учили нас всех ценить и любить 
настоящую коренную Русь».
В.В. Стасов



В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г. выпускником Академии художеств в качестве программы на Малую (вторую) золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. 


Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог тогда, в 1824 г ., представить, что с этой незамысловатой программной работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Имя этого художника — Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892).

Из альбома «Одежды Русского Государства»



 




 
 
 
 
 
 


 
 









 



(Федор Солнцев создал более 3000 акварелей, представлена лишь малая часть этих рисунков).
Ф. Г. Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в селе Верхненикульском, Мологского уезда, Ярославской губернии. Отец его, происходивший из семьи крепостных графа Мусина-Пушкина, с семьей не жил, а вместе со старшим сыном трудился на заработках в Петербурге (служил кассиром в Императорских театрах).



Мать Федора сама была грамотной и делала всё возможное, что бы по доступному максимуму дать образование и ребенку. Но маленький Федор занятиям предпочитал рисование — портил рисунками тетради, изрисовывал поля книг. За такие проделки его лишали карандашей и чернил, но юный художник не унывал: на речном берегу подыскивал цветные камешки, растирал их и смешивая полученный порошок с водой, получал красную, синюю и зелёную краски. И вот такой самопальной акварелью Федор перерисовывал увиденные лубочные картинки и иконы, рисовал пейзажи с натуры.
В 1815 году, когда отец в очередной раз приехал повидаться с семьей, ему нажаловались на нерадивого ребенка, не желающего ни чем заниматься, кроме своих рисунков. Внимательно изучив творения сына, Григорий Кондратьевич задумался и его природное чутье подсказало правильное решение — он забрал сына с собой в Петербург, где решил показать его в Академию Художеств — талант юноши был оценен и Федор Солнцев был немедленно зачислен в число воспитанников.
Поднимаясь по образовательной лестнице, Ф.Г. Солнцев определился со своей специализацией историческую и портретную живопись. На работы начинающего художника обратил внимание президент Академии, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин и стал привлекать Солнцева для выполнения различных заказов на историческую тематику.
В рамках работы с Олениным, Федор Григорьевич в целях «срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов» много ездил по русским городам и монастырям, срисовывая предметы и памятники старины, делая этнографические зарисовки. В экспедициях было нарисовано более пяти тысяч рисунков и акварелей. Некоторые из них были опубликованы в альбомах «Рязанские древности», «Памятники Московской древности», «Древности Российского государства», «Киевский Софийский собор», «Одежды Русского Государства» и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...