Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

среда, 23 апреля 2014 г.

Шагал и Малевич в квадрате

На экраны выходит фильм Александра Митты «Шагал – Малевич». Его главный конфликт - спор двух направлений в современной живописи, его сюжет сопоставим со сказкой о Лисе, выгнавшей гостеприимного Зайца из его избушки.
Марк Шагал, сделавший Витебск центром художественной жизни 10-х годов ХХ века, создавший там свою школу, воспитавший десятки учеников, приглашает из Петербурга в качестве педагога Казимира Малевича. И тот увлекает молодежь идеями супрематизма. По фильму, студенты легко предают своего наставника и переходят к Малевичу - идет типичная для тех лет борьба "нового" со "старым", и в результате основатель школы оказывается в ней лишним.

Любой киносюжет спрямляет извивы жизненных судеб, обостряя конфликты, которые в реальности были не столь однозначными. Да и мало кому придет в голову по игровому фильму изучать историю художественной мысли начала прошлого века. Но то, что визуально насыщенный фильм привлечет внимание к мастерам, составившим гордость России, несомненно. И хотя Митта открещивается от популяризаторской роли кинематографа, его картина интересна уже тем, что открывает нам малоизвестные страницы собственной истории.
В фильме соединяются несколько жанров. С одной стороны, это байопик. Так называют кино, построенное на биографии знаменитости. В центре сюжета - два художника. Но в фильме будет и комедия, и драма, и мелодрама.
Александр Митта хотел снять кино, которое привлечет внимание молодого зрителя. Главной темой он выбрал отношения мастера и учеников:
- Если мы говорим о Шагале, то он каждого растит, решает их проблемы, избавляет от комплексов, вытаскивает из кризисов. Малевич же просто создает себе армию последователей, с которыми завоевывает мир. Его лозунг - верьте в меня и идите за мной. Естественно, что ученики Шагала пошли за Малевичем. В фильме показано, как идея на глазах превращается в идеологию. Мы раскрываем и фантазии художников. На экране в буквальном смысле рождаются супрематические полотна Малевича, воплощаются мечты Шагала.
По мнению режиссера, для того чтобы управлять эмоциями зрителей, он ввел в картину мелодраматическую линию, создал любовный треугольник, которого в реальной жизни Шагала и его супруги Беллы не было.


Сложная задача: в двухчасовом фильме передать спор двух концепций в искусстве, - считает доцент МГУ Тарас Вархотов. И это в сценарии удалось - многие эпизоды заставляют вспомнить коллизии того времени, думать, ассоциировать события почти вековой давности с чем-то сегодняшним. Но в фильме есть еще один конфликт - между содержанием и кинематографической формой, в которую все отлилось. Картину интереснее анализировать, чем смотреть. Поэтому ее потенциальная аудитория - те, кого интересуют фигуры этих двух художников. Ну, а те, кто приходят просто смотреть кино, утонут в потоке новой для них информации и, скорее всего, будут разочарованы.
Как считает Ольга Мягкова с кафедры эстетики филфака, эта доброта выглядит непривычно: между главными героями, Шагалом и Малевичем, нет открытого конфликта. Конфликт есть между их приверженцами - между школами, между жителями Витебска. А два художника, по сути, не спорят, они готовы поделить небо и землю. Может, поэтому фильм выглядит таким искренне наивным в своем желании предоставить обо всем судить зрителю. Сам же он не выносит своего суждения,  допуская любые варианты. И зритель как бы выступает в роли жителя Витебска, который будет бороться за какую-то свою правду.
Самую тактичную, но и самую  точную формулу наших взаимоотношений с искусством вывела в нашем разговоре первокурсница филфака Елена Щедрина: наше мнение должно быть робким.
- Гении редко бывали поняты своими современниками - и здорово, что картина об этом напомнила. Сегодня мы тоже имеем дело с современным искусством, восторгаемся или ругаем его, мы категоричны в суждениях. Точно так же Шагал с Малевичем были чьими-то современниками, и то, что сейчас стало классикой, очень многими столь же категорично не принималось. Наверное, это обычная участь новаторов в искусстве. Поэтому мы не должны говорить о произведениях искусства так, будто вещаем абсолютную истину. Мы можем только смотреть и пытаться найти в себе что-то созвучное увиденному. Наблюдать, чувствовать. Конечно, мы можем и должны выражать свое мнение - но это мнение должно быть робким. Мы должны пытаться понять, кто из этих новых художников - на самом деле гений нашего поколения и в этом качестве войдет в историю. Это трудная наука, и ей учит только опыт прошлого.
Источник
М. Шагал. Прогулка

 
    
К. Малевич. Лесоруб
 
М. Шагал. Явление
К. Малевич. Супрематизм No 50

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...