Александр Николаевич
Афанасьев
(23.07.1826 – 5.10.1871)
Александру Афанасьеву жилось нелегко. На
сохранившемся портрете выдающийся сказитель предстает с напряженным и в то же
время задумчивым лицом, заросшим густой бородой. Сам пояснял это
мимически-душевное состояние так: «На Руси надо быть слишком пошлым господином
или слишком наивным юношей, чтобы было весело». И при этом именно он заботливо
передал, по сути, оставил в дар всем последующим поколениям чудо-истории про
Репку и Колобка, Лису и Журавля, Морозко и Емелю, невероятно гостеприимный
Теремок и его обитателей...
«На днях приступаю я к печатанию первого
выпуска народных сказок», — писал 27 августа 1855 года чиновник московского
архива Министерства иностранных дел Афанасьев известному филологу Измаилу
Срезневскому.
С 1855-го по 1863-й вышло восемь
выпусков, в которых читателям, прежде всего маленьким, представили шесть сотен
крайне занимательных текстов — с вариантами, обстоятельным комментарием, а
также «родственниками» русских сказок, созданными другими народами. Это было
самое крупное в своем роде издание, причем не только в масштабах России. Для
сравнения: в «Немецких сказках» Якоба и Вильгельма Гримм таковых содержалось
почти втрое меньше.
Кстати, один из знаменитых братьев,
узнав о труде Афанасьева, просил заглянувшего в Берлин русского литератора
передать Александру Николаевичу горячий привет и признательность за проделанную
работу.
Сказки Афанасьева — поистине памятник
национального творчества. Более того, это уникальное творение, по словам
автора, «как создание целого народа не терпит ни малейшего намеренного
уклонения от добра и правды». Афанасьевские толкования поражают
проницательностью и неожиданными находками, превращаясь порой в красивые
парадоксы. К примеру, Александр Николаевич узрел в Илье Муромце
бога-громовника, окованного зимней стужей и потому сидящего сиднем. Он должен
напиться весенних дождей, чтобы поднять меч — то есть молнию.
«Чудесное сказки, — писал собиратель, —
есть чудесное могучих сил природы и... нисколько не выходит за пределы
естественности, и если поражает нас невероятностью, то единственно потому, что
мы утратили непосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание».
Издание народных сказок стало
чрезвычайно заметным событием в научной и общественной жизни Российской
империи. Высказаться об этом сочли своим долгом многие ученые тех лет:
Александр Пыпин, Федор Буслаев, Иван Котляревский, тот же Срезневский... Обычно
скупой на лестные отзывы, Николай Добролюбов тоже похвалил: «Сборник г.
Афанасьева превосходит другие по своей полноте и по точности, с какою старался
издатель придерживаться народной речи, даже самого выговора». И далее: «Вы
читаете у г. Афанасьева подлинные сказки русского народа, без прикрас и почти
без пропусков, расположенные более или менее удачно, сообразно с их содержанием».
Некий богатый издатель вышел с
предложением продать ему не только сказки, но и право на публикации оных,
посулив автору приличную сумму. Тот отказался от выгодной сделки, пожелав для
себя одного: чтобы все вокруг пленились прекрасным народным творчеством, его
«младенческой наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою
чудесного».
А родился наш самый главный сказочник
ровно 190 лет назад, 23 июля по новому стилю, в городе
Богучаре Воронежской губернии, в семье уездного стряпчего (этим словом называли
тогда прокурора нижнего звена).
Александр окончил воронежскую гимназию.
Затем поступил в Московский университет. Еще во время учебы начал сотрудничать
в «Современнике» и «Отечественных записках». В означенных журналах и были
опубликованы его первые материалы — литературоведческие.
Афанасьев слыл тихим, благообразным
господином, склонным к размышлениям. Трудился в московском архиве Министерства
иностранных дел, близ Ивановского монастыря. Досуг во всякую погоду проводил на
толкучем рынке у Сухаревой башни. Домой возвращался с увесистой поклажей —
грудами перетянутых бечевкой старинных книг и рукописей. Составил богатейшую
библиотеку и из ее недр черпал темы для своих сочинений. Таковых Афанасьев
оставил после себя более ста тридцати. Самых разнообразных: посвященных истории
родной страны и национальной литературы, журналистике, этнографии и
многому-многому другому.
Он вовсе не являлся кабинетным
затворником. Писатель и литературовед Владимир Порудоминский утверждал, что
переписка Александра Николаевича, его дневник и прочие свидетельства
доказывают: Афанасьев постоянно находился в центре общественной жизни. Бывал на
собрании по случаю предстоящей крестьянской реформы, на обеде в честь
освобождения декабристов, на заседаниях ученых обществ, в литературных кружках,
на театральных премьерах...
Ученый, юрист, этнограф (а также сын
декабриста) Евгений Якушкин дал ему следующую характеристику: «Афанасьев был
человек с очень определенными и твердыми нравственными понятиями, не
допускавшими никаких компромиссов. Человек прямой, он высказывал свои мнения,
ничем не стесняясь и нередко с большой резкостью... Меня привлекала к нему его
нравственная чистота и та прямота в характере, которая и тогда (как и теперь)
встречалась очень редко».
В 1858 году в Москве начали выходить
«Библиографические записки». Александр Афанасьев, ставший одним из авторов,
уведомлял, что журнал намерен знакомить читателей «с живым содержанием редких,
малодоступных и тем не менее любопытных изданий». Там публиковались письма
Лермонтова, Грибоедова, Полежаева, материалы о Новикове, Радищеве, Фонвизине,
ранее неизвестные стихотворения Пушкина.
С каждым номером приходилось мучиться —
цензор исчеркивал красным карандашом едва ли не все страницы макета. В конце
концов редакции, изнуренной атаками цензуры, пришлось остановить выпуск в
ожидании «более благоприятных условий».
В 1860-м Афанасьев издал «Русские
народные легенды». Однако книга была изъята из продажи. Отчего? Сборник включал
33 текста, в том числе о жизни Христа и святых, и некоторые церковь оценила как
содержащие «кощунство и поругание». Митрополит Петербургский и Новгородский
Григорий неподдельно гневался: «Люди, способные собирать, пропускать в печать и
печатать заключающиеся в упомянутой книжонке рассказы, могут быть только
потерявшие страх Божий и удобно могущие быть готовыми на всякое зло».
У автора «Легенд» вскоре произвели
обыск. Полиция, правда, искала иную крамолу — такую, за которую можно было
строжайше по суду наказать. Ничего порочащего в доме не обнаружили.
Тем не менее Афанасьева вызвали в
Санкт-Петербург, в особую следственную комиссию. «На допросе не сознался и на
очной ставке не был уличен», а потому ему позволили «возвратиться на постоянное
место его жительства».
Службу, однако, пришлось покинуть, ибо
тень на репутацию упала изрядная. К тому времени Александр Николаевич занимал
довольно высокую должность — правителя дел комиссии печатания государственных
грамот и договоров, состоящей при архиве Министерства иностранных дел. И
жалованье было недурное.
С превеликим трудом удалось найти
скромное место секретаря, сначала — в Московской думе, после — в «мировом
съезде». Но литературной работы он не оставлял. Круг его интересов весьма
широк, о чем свидетельствуют названия статей: «М.С. Щепкин и его записки»,
«Поэтические предания о светилах небесных», «Народные поэтические представления
радуги»...
В последние годы жизни Афанасьев вновь
обратился к сказочным произведениям, разбив их на детские и взрослые.
Подготовил к печати «Русские заветные сказки», содержание коих
неподготовленного читателя могло ввести в краску. Впрочем, в книге имелась
пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом
количестве экземпляров». (Впервые «Заветные» были массово изданы в России
спустя век с гаком.)
Возраст как будто позволял строить
долгие планы, но Александра Николаевича настигла чахотка. Он покинул этот мир в
возрасте сорока пяти лет.
В
материале использованы иллюстрации Ивана Билибина, замечательного художника,
патриота, человека с крайне непростой судьбой. Во время Гражданской войны он
эмигрировал из советской России, в 1930-е вернулся на родину. Умер в блокадном
Ленинграде зимой 1942 года. 16 августа со дня рождения этого выдающегося
иллюстратора и театрального оформителя исполнится 140 лет.
Источник:
Бурт
В. В некотором царстве / Валерий Бурт // Свой – 2016. - №7. – С. 20 – 23.
Комментариев нет:
Отправить комментарий