26
октября 2015 года исполняется 135 лет со дня рождения Андрея Белого, поэта, писателя
и мыслителя, одного из ярких представителей символизма и модернизма, который в
глазах современников всерьез претендовал на статус гения.
Рыдай,
буревая стихия,
В
столбах громового огня!
Россия,
Россия, Россия, –
Безумствуй,
сжигая меня!
Многие
не понимали не только творчества Андрея Белого, но и его самого, - рассказывает
библиограф Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Наталья Корлякова. Сам поэт
признавался: «Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не переставал ломаться
даже наедине с собою. Строю себе и теперь гримасы в зеркале, когда бреюсь. Ведь
гримаса та же маска. Я всегда в маске! Всегда!»
Борис
Николаевич Бугаев, известный под псевдонимом Андрей Белый – выходец из
блестящей профессорской среды конца XIX века.
Биография
Белого начиналась в центре Москвы. Родился 14(26) октября 1880 года в семье
известного московского профессора. Детство и юность прошли среди музыкальной и
интеллектуальной элиты того времени. В их доме бывал Л. Н. Толстой.
Единственный ребенок в семье, мальчик рос в тепличной «женской» атмосфере. Ребенок
получил прекрасное домашнее образование – в семье любили и читали поэзию Гете и
Гейне, сказки Андерсена и Афанасьева, слушали музыку Бетховена и Шопена. Любовь
к германской культуре осталась у него на всю жизнь.
Интерес
к поэзии у А. Белого пробудился еще во время учебы в гимназии Л. И. Поливанова.
Особенно интересовали французские поэты П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме и
старшие русские символисты К. Д.Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский. Там
же Белый увлекся А. Шопенгауэром и буддизмом. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьевым
и его семьей. В этой семье поощряли его первые литературные опыты и придумали
начинающему автору псевдоним «Андрей Белый».
В
1899 году по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Московского
университета. Именно в эти годы обозначился круг будущих поэтических тем.
Осенью
1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший
название «Аргонавты».
«В
нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от
сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие
среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения,
казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей
и новых установок», – вспоминал Андрей Белый.
В
своих статьях и литературно-критических выступлениях Андрей Белый развивал идею
религиозного содержания искусства, постижения запредельного, утверждал превосходство
интуиции над логикой, необходимость подчинения искусства слова законам музыки.
Практическим воплощением этих идей стали первые книги писателя.
Литературный
дебют Белого, «Симфония (2-я драматическая)» (1902), созданный под влиянием музыки
экспериментальный жанр: «нечто среднее между стихами и прозой». За ней
последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905),
«Кубок метелей» (1908).
Комментариев нет:
Отправить комментарий