среда, 19 августа 2015 г.

«Между Медовым и Яблочным Спасом август прольет благодать…»


Православные Спасы в жизни народной и в литературе 
В августе к православным приходят три Спаса. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый (Хлебный) Спас.
Все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Спасителя. Все Спасы в христианском календаре были и есть одними из любимейших народных праздников. Во многом эти празднования имеют языческие корни, поэтому они до сих пор соединены с языческими, принятыми в древности обрядами.
Все три Спаса являются в какой-то степени своеобразным православным праздником урожая. Ведь в августе на Руси обычно поспевает почти все, что посеяно в поле, на огороде, что растет в лесу или в саду, и даже на пасеках стараниями пчел соты полностью заполняются свежим медом. Недаром в народе говорилось: «Спас — всему час» — значит все созрело, настала пора уборки хлебов и овощей, фруктов и лесных ягод, орехов и грибов, которых в августе особое изобилие.

14 августа православные отмечают Медовый Спас, или Маковей. Этот праздник еще называют «Происхождение древ Креста Господня».
Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед, а потому спешили собрать мед из улей.
В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Верующие приходят в храм, чтобы освятить мед. Оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами и от бескормицы можно, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.
В народе первый Спас еще называли Мокрым, Спасом на воде, так как в этот день устраивались крестные ходы на воду в память о крещении киевлян святым князем Владимиром. Православные купаются в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасаются водой из освященных колодцев и источников. Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.
На Руси молодежь в этот день водила хороводы, во время которых девушки осыпали маком и щекотали приглянувшихся парней.


Второй, Яблочный, спас празднуется 19 августа – в тот же день, что и Преображение Господне.
На Второй Спас на праздничном столе непременно должны были присутствовать не только сами фрукты и овощи, но и блюда, из них приготовленные: яблочные лепешки, яблочные пироги, запеченные и моченые яблоки…
На протяжении 9 дней проводятся обряды на Яблочный Спас. Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.
А третий, Хлебный или Ореховый Спас приходится на 29 августа — в день, отмечаемый церковью как «Перенесение Нерукотворного образа Спасителя». Его еще называют Спасом на полотне. На Руси именно Третий Спас заканчивал повсеместно жатву хлебов. По обычаю, последними колосьями женщины обвязывали серпы и клали их под иконы — до следующей страды.
В день Хлебного Спаса после торжественного молебна в церкви совершался крестный ход на опустевшие убранные поля — в благодарность как за нынешний, снятый урожай, так и за будущий.
А раньше в селах на Третий Спас устраивался мирской пир, помимо того что в каждом доме пекли пироги из новой муки, все вместе варили братское пиво. Молодежь в этот день непременно водила хороводы вокруг именинного снопа. Кроме того, в деревнях принято было отмечать этот день торговлей холстами и полотнами.

На Третий Спас — 29 августа заканчивался Успенский пост, поэтому праздник отмечали раньше на Руси с особым размахом и удовольствием. Можно было ставить на стол скоромные блюда, поэтому наравне с печеным, «хлебным» — пирогами, плюшками, ватрушками — непременно подавали что-то мясное.
Во многих областях России третий Спас часто именовали также ореховым, так как с этого дня начинался сбор лесных орехов, которые в прежние времена были существенным продуктом питания крестьян.
Считалось, что банный веник, который был изготовлен из орешника, собранного на Ореховый Спас, был способен избавить человека от любых болезней.
Любил русский народ Спасы! Вспомните, как много русских сказок так или иначе связанных с яблоками: там яблоки молодильные и наливные, целебные и золотые, яблоки мудрости, да и просто – волшебные… Яблокам в сказках было свойственно и волшебство. Например, в известной сказке, катясь по серебряному блюдечку, показывало оно города и деревни, горы и поля, реки и моря, предсказывало судьбу главной героине, давало советы и ответы на вопросы. Спасают волшебные яблоки героев сказок и от различных наговоров и болезней.
Август… запах меда и яблок, вдох полной грудью, надежда на лучшее, звон колоколов, явление Божественного величия в природе и в душе. Все это мимолетное, все это важное вдохновило великих русских писателей и поэтов на торжественные, особенные произведения.
Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение», Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок»…

Сергей Есенин. «Преображение»

Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
 *****
Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
 *****
Борис Пастернак. «Август»

…Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры…
  *****
Иван Мятлев.

Наш Спаситель на Фаворе.
И в Его сияет взоре
Откровенья торжество,
Он облекся в Божество!
В ризе светлой Он, блестящей,
Яко снег, кругом светящей!
 *****

Белла Ахмадулина.

Приходит время упаданью яблок.
Уходит август - время сентябрю.
Приходит время свадеб и гулянок,
Когда так часто слышится люблю.
Приходит осень, золотое время,
Приходят в мир любовные бразды.
И достают хозяйки для варенья
Из кухонь старых медные тазы.
Бурлит варенье, соком наливаясь,
И так грустят осенние сады,
А от ветвей, последний раз, прощаясь,
Падут в подол прекрасные плоды.
И вдруг взлетит над деревом подранок,
В него попал пороховой заряд.
Прекрасна ночь - ночь упаданья яблок.
Плоды краснеют, звёздами горят.
 *****

У Ивана Бунина есть рассказ «Антоновские яблоки» - размышление о судьбе поместного дворянства. Все воспоминания рассказчика связаны с запахом антоновских яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда, тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и осенней свежести, ржаным ароматом новой соломы и мякины, запахом костра, грибной сырости, «запахом озябшего за ночь сада». Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие…» 
Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение.
 Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны.
 Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки…»

У Евгения Носова тоже есть рассказ «Яблочный Спас».
«Утро клубилось молодыми августовскими туманами...»- так начинает автор свое повествование.
И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, вдыхаем запах «яблочного ветра» и пьянящий аромат с примесью «душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного». На душе тихо, спокойно, светло и радостно.

Почему же автор называет свой рассказ «Яблочный Спас»? Речь не только о православном празднике. Слово Спас происходит от слова спасти. Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия, глухоты. И не случайно икона с образом Спаса Нерукотворного так строго взирает на людей.

Между медовым и яблочным Спасом
Август прольёт благодать.
Яблоки с золото-рыжим раскрасом
Стану в подол собирать.

И понесу их, сутулясь до дома.
Сердце сожмётся в груди -
Солнечный мальчик под вечер медовый
встретится мне на пути.

Яблоки рухнут на землю, а в небе
будет весь сад распростёрт...
Песня неспетая, ясная небыль,
Не запылавший костёр!..
                                                Людмила Кузнецова

Комментариев нет:

Отправить комментарий