Конец
августа. Вот и лето прошло. Юные читатели Детского абонемента спешат дочитать
книги, рекомендованные им в школе для летнего чтения. Полки с популярными
произведениями полупустые – произведения нужны всем и сразу! Радует, что пусть
и по необходимости ребята идут в библиотеку. Возможно, мы приобретем новых постоянных
читателей.
Рекомендательный
список литературы: каким он должен быть? Какие книги для детей и подростков выбрать
в море литературы? Об этом в своей статье в журнале «Уроки литературы», 2015,
№8, с. 5-12 (приложение к журналу «Литература в школе») рассказывает кандидат
педагогических наук, доцент, профессор кафедры филологического образования ГАОУ
ВПО «Московский институт открытого образования», член-корр. МАНПО Кутейникова Наталья Евгеньевна.
Автор
предлагает следующие критерии отбора
произведений:
1)
качественное содержание (научное, художественное, социально-бытовое);
2)
этическая и эстетическая ценность для сохранения духовно-культурных связей между
поколениями и для формирования личности читателя-школьника;
3)
интерес и восприятие современными детьми, подростками и юношеством; познавательная
ценность для подрастающих поколений;
4)
возможности для расширения кругозора, развития и формирования межпредметных и
метапредметных знаний, умений, навыков, формирования речевой и коммуникативной
компетенции.
Наталья
Евгеньевна предлагает свой вариант рекомендуемого списка современной отечественной
и зарубежной литературы. Он имеет рекомендательный характер, то есть
необязательный, не требующий от учителя и учеников прочтения и изучения всех заявленных
в нём произведений. Данный список представляет собой один из вариантов списков
для внеклассного чтения учащихся, который необходимо адаптировать в каждом
конкретном случае. При этом учитель имеет полное право пользоваться другими
рекомендательными списками, например списком Библиогида, списками издательств,
писателей и/ или форумов читателей.
1)
список является открытым — пополняемым и дополняемым самими учителями конкретной
образовательной организации, другими педагогическими работниками данной
организации в зависимости от контингента учащихся, сформированности их
читательских умений и предпочтений, тем и проблем, обсуждаемых на внеурочных
занятиях, а также в связи с изучением и/или повторением теоретико-литературных
и историко-литературных понятий;
2)
список можно сокращать, на его основе можно и нужно создавать тематические
списки, отдельные списки отечественной и зарубежной литературы, литературы конкретной
страны, например страны изучаемого языка, списки по определенной функционально-жанровой
направленности (научно-познавательная литература; художественная литература;
массовая литература) или жанрам (сказка, фэнтези, роман, повесть, рассказ и т.
д.);
3)
список должен анализироваться школьными библиотекарями и уточняться с опорой на
те произведения, которые поступили в библиотеки образовательных организаций
и/или имеются в наличии в книжных магазинах города (сельского поселения), в интернет-магазинах,
а также в открытом доступе в Интернете.
4)
список необходимо пересматривать библиографам, литературоведам,
учёным-методистам и учителям каждые 2—3 года с последующим обсуждением в
педагогическом сообществе: за это время на книжном рынке появится новая
литература, в то время как часть произведений, заявленных в данном списке,
исчезнет в свободной продаже или же устареет по тем или иным причинам;
5)
список должен пересматриваться в связи с появлением и разработкой различных методических
подходов, форм и приёмов изучения произведений современных авторов, а также с
учётом появившихся литературно-критических материалов, которые по большинству
заявленных в списке произведений на данный момент отсутствуют.
В
данный рекомендательный список внесены:
а)
произведения отечественных авторов конца XX — начала XXI столетий;
б)
произведения, написанные на русском языке писателями, проживающими за рубежами
России, но созданные в контексте традиций отечественной детско-подростковой
литературы XIX—XX веков;
в)
произведения, которые были написаны, иногда — изданы в XX веке, но в начале XXI
столетия осуществлено их переиздание в силу этико-эстетической и познавательной
ценности, актуальности для современного читателя;
г)
произведения зарубежных авторов, созданные на рубеже XX—XXI веков;
д)
произведения зарубежных авторов, которые были написаны в прошлом столетии, но
впервые переведены на русский язык только сейчас.
Полностью
список опубликован в журнале «Уроки
литературы», 2015, №8, с. 5-12 (приложение к журналу «Литература в школе»).
Из этого списка мы выбрали книги, имеющиеся в наших фондах.
Рекомендуемый
список современной детско-подростковой литературы
(1990-е годы —
XXI век) для чтения и изучения со школьниками 9—17 лет
(из фондов библиотек МУК «Ржевская
ЦБС»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий