понедельник, 18 августа 2014 г.

Путешествия: Мамаева Слобода

Отпуск для каждого из нас запоминается прежде всего путешествиями, яркими встречами. Этим летом я побывала в Киеве. На Майдан не ходила, о нем и о том, что связано с ним, достаточно рассказывают средства массовой информации (каждая сторона достаточно убедительно рассказывает по-своему).
Меня пригласили погулять в Мамаеву Слободу. Проехав от центра Киева несколько остановок на метро и троллейбусе, из современного города многоэтажек с его трагическими проблемами попадаешь в другой мир – мир наших предков: яркий, спокойный, где-то сказочный, гармоничный, (как нам кажется).
На 9-ти гектарах бывшей монастырской территории раскинулся культурно-развлекательный комплекс "Мамаева Слобода", который представляет собой реконструкцию казацкого посёлка XVIII в. Хаты под соломенными крышами, деревянная церковь  Покрова Пресвятой Богородицы (действующая), ставки (пруды) с водяными лилиями и плавающими дикими утками, белые волы-красавцы (те, на которых чумаки соль возили из Крыма) возвращают вас в далекое прошлое. На старых высоких грушах висят золотые грушки, небольшие, но очень-очень вкусные. На деревьях их, к сожалению, никто не собирает. А падалицу подбирают немногочисленные посетители и гуси, куры, утки, которые здесь свободно гуляют.
Есть в селе каменица казацкого старшины, полковая казна в стиле украинского барокко, паланка (казацкая застава), усадьбы кузнеца и гончара, шинок. В хатах священника, оруженосца нас приветливо встречали «хозяйки», предлагая сувениры. В шинке гостей встречают красавицы в национальных одеждах (покушать там не отважились – дороговато).
Два часа прогулки по казацкому селу пролетели незаметно. И снова ЖЕСТОКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!


Культурно развлекательный комплекс назван в честь легендарного Казака Мамая, одного из самых популярных персонажей украинских народных преданий.
Украинцы считали Мамая провидцем, народным святым. Еще в XIX столетии изображение Казака Мамая считалось неотъемлемым атрибутом каждой украинской хаты. Подобные картины размещались на самых почетных местах и ценились наравне с иконами.
Впервые Казак Мамай появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.
Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки — перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении. Образ и имя казака Мамая ярко свидетельствуют о том, что сложившаяся на Украине культура находилась под большим влиянием тюркских народов, расселившихся на этой территории с конца 12 столетия.
Непременными атрибутом Казака Мамая на всех картинах и изображениях была кобза – символ певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолетности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.
Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не трогай» (укр. «Я козак Мамай, мене не займай»).


Комментариев нет:

Отправить комментарий