Отпуск для
каждого из нас запоминается прежде всего путешествиями, яркими встречами. Этим
летом я побывала в Киеве. На Майдан не ходила, о нем и о том, что связано с ним,
достаточно рассказывают средства массовой информации (каждая сторона достаточно
убедительно рассказывает по-своему).
Меня пригласили
погулять в Мамаеву Слободу. Проехав от центра Киева несколько остановок на
метро и троллейбусе, из современного города многоэтажек с его трагическими
проблемами попадаешь в другой мир – мир наших предков: яркий, спокойный, где-то
сказочный, гармоничный, (как нам кажется).
На 9-ти гектарах
бывшей монастырской территории раскинулся культурно-развлекательный комплекс
"Мамаева Слобода", который представляет собой реконструкцию казацкого
посёлка XVIII в. Хаты под соломенными крышами, деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (действующая), ставки (пруды) с водяными лилиями и плавающими дикими утками,
белые волы-красавцы (те, на которых чумаки соль возили из Крыма) возвращают вас
в далекое прошлое. На старых высоких грушах висят золотые грушки, небольшие, но
очень-очень вкусные. На деревьях их, к сожалению, никто не собирает. А падалицу
подбирают немногочисленные посетители и гуси, куры, утки, которые здесь свободно
гуляют.
Есть в селе каменица
казацкого старшины, полковая казна в стиле украинского барокко, паланка
(казацкая застава), усадьбы кузнеца и гончара, шинок. В хатах священника,
оруженосца нас приветливо встречали «хозяйки», предлагая сувениры. В шинке
гостей встречают красавицы в национальных одеждах (покушать там не отважились –
дороговато).
Два часа
прогулки по казацкому селу пролетели незаметно. И снова ЖЕСТОКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!
Культурно
развлекательный комплекс назван в честь легендарного Казака Мамая, одного из
самых популярных персонажей украинских народных преданий.
Украинцы считали
Мамая провидцем, народным святым. Еще в XIX столетии изображение Казака Мамая
считалось неотъемлемым атрибутом каждой украинской хаты. Подобные картины размещались
на самых почетных местах и ценились наравне с иконами.
Впервые Казак
Мамай появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе.
Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал
настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже
конкурировал с иконами.
Сказания о
казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но
лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых
сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо
«оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки —
перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном
воображении. Образ и имя казака Мамая ярко свидетельствуют о том, что
сложившаяся на Украине культура находилась под большим влиянием тюркских
народов, расселившихся на этой территории с конца 12 столетия.
Непременными
атрибутом Казака Мамая на всех картинах и изображениях была кобза – символ
певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа.
Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и
рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копье ставили на месте
захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолетности жизни
и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной
реальностью.
Такие картины
рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях
яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не трогай»
(укр. «Я козак Мамай, мене не займай»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий