Юрий Иосифович
Визбор
(20 июня 1934 — 17 сентября 1984)
Его негромкий,
почти тихий, голос, мягкая интонация, как будто тебя никто не собирается ни в
чем убеждать или переубеждать, а просто ведет неторопливый и задушевный
разговор:
С
моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки -
В тайге мороженого нам не подадут...
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки -
В тайге мороженого нам не подадут...
Разговор о
геологах, палатках, о том, как "над рекой встает рассвет", летчиках,
друзьях, Сереге Санине, который чуть-чуть не дотянул до взлетной полосы, о
сержантах, маленьких радистах, людях, их буднях, и ни грамма политики.
60-е годы,
романтическая пора, когда казалось, что счастье близко, счастье около.
Булат Окуджава сказал о Визборе: "Его
лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствовал
сердечной музыке, потребности в натуральном слушателе, не падком на пустую
развлекательность, жаждущем духовной сплоченности и тепла".
Тепла в песнях
Визбора хоть отбавляй. Заезженные до дыр, превратившиеся в штамп бардовской
песни, слова, которые нынче поют хором:
Милая
моя,
Солнышко лесное,
Где, в каким краях
Встретимся с тобою?
Где, в каким краях
Встретимся с тобою?
А ведь хором
такие песни не поют, эти слова обращены к одной, единственной, и многоголосый
хор тут совсем ни при чем.
Откуда столько тепла? Вроде бы время суровое,
предвоенное: "Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года в Москве, в
родильном доме им. Крупской, что на Миуссах".
Двадцатилетнюю
матушку будущего поэта, Марию Шевченко, привез в Москву из Краснодара
"молодой, вспыльчивый и ревнивый командир, бывший моряк Юзеф
Визборас". В 1937-м Визбораса, который стал Визбором, отправили в края не
столь отдаленные.
Первое
стихотворение Юра написал в четырнадцать лет "под влиянием „большой
принципиальной любви“ в пионерском лагере". Однако тетрадку с виршами
вожатого обнаружила матушка и провела тщательное расследование по поводу
"прежних дней". Наутро юный поэт на своем столе обнаружил брошюру
"Что нужно знать о сифилисе".
Вообще Визбор хотел стать футболистом или лётчиком.
Но поступил на филфак МГПИ имени Ленина. Причем тоже, как это явствует из его
биографии, почти случайно: "Мы приехали на Пироговку, и я действительно
был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка".
Визбор не был
одинок в своей любви к зданию бывшего института благородных девиц. Этим домом в
свое время очаровывались Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко,
Юрий Коваль.
МГПИ имени
Ленина – самый певучий факультет Москвы. МГПИ – колыбель поэтов, прозаиков,
журналистов, кого угодно, только не учителей. Вот и Визбор по окончании учебы и
службы в армии стал журналистом.
Но пока первокурсник Визбор сочиняет свою первую песню - "Мадагаскар".
Чутко горы спят,
Южный Крест залез на небо,
Спустились вниз в долины облака,
Осторожней, друг,
Ведь никто из нас здесь не был,
В таинственной стране Мадагаскар...
Южный Крест залез на небо,
Спустились вниз в долины облака,
Осторожней, друг,
Ведь никто из нас здесь не был,
В таинственной стране Мадагаскар...
Романтика, молодость, летящая на крыльях мечты, позволили совместить журналистику, альпинизм, горные лыжи, кино, любовь, песни.
Впрочем, в кино
он снимался до обидного мало. Хотя его послужной список довольно внушителен:
"Июльский дождь", "Красная палатка", "Начало",
"Семнадцать мгновений весны" и т.д. Но ни одной главной роли, только
эпизоды.
Можно с
уверенностью сказать, что в кино он снимался в роли самого себя, Визбора, даже
сквозь угрюмую ворчливость Бормана проскальзывает автор известных строк:
Зато,
я говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей…
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей…
Эти строки кому только ни приписывают - и Высоцкому,
и Галичу. Визбор написал эту юмористическую песню шутя, но после того, как она
перекочевала на "Голос Америки", ее автору пришлось несладко. Вот
поэтому он мелькал только в эпизодах, хотя никогда в диссидентах не значился.
Но пора романтизма, как и молодость, прошла довольно быстро.
Однако Визбор не
унывал, он ушел в горы, причем в буквальном смысле:
Лыжи
у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край.
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край.
Прожил он мало -
50 лет. Впрочем, трудно себе представить, как бы он вписался в сумасшедший
перестроечный темп.
Бардовская песня
отошла в прошлое, кино тихо в конвульсиях скончалось, журналистика стала второй
древнейшей…
Визбор ушел
вовремя, но с нами остались его 300 песен. С нами осталось тепло его большого
сердца. Его задушевный голос, который никого не собирается ни в чем убеждать, а
словно успокаивает:
Спокойно,
дружище, спокойно,
У нас еще все впереди…
У нас еще все впереди…
Фото с
сайта: wikipedia.org.
Комментариев нет:
Отправить комментарий