« Вообще война беспощадна ко
всякому, но первым на фронте погибает трус, — именно тот, кто больше всех
дорожит своей жизнью. Впрочем, достаточно гибнет и храбрых. Война удивительно
слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями. »
В. В. Быков. «Дожить до рассвета»
Василь Владимирович Быков (1924–2003),
белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 года в д. Бычки Витебской обл.
(Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в
Витебское художественное училище. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт,
прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет
оставался кадровым офицером.
Война оказала решающее влияние на
формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые
рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему «Смерть человека» и «Обозник»,
прозаик опубликовал в 1955. Действие повести «Журавлиный крик» (1961) также происходит
на фронте. Известность Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1962),
переведенная
на русский язык. После нее Быков
сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы.
Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические
стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались
на белорусском.
Критики отнесли произведения Быкова к так
называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе
творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева.
В произведениях Быкова нет геройского
«ура-патриотизма», нет пафосных героев и злых сотрудников НКВД. Есть обычный
человек и его огромный внутренний мир, переживания и психология, а также
мучительный выбор, который необходимо сделать. Быков отлично умел показать, как
в той или иной ситуации поступили бы разные люди. Многие произведения были
основаны на личном опыте и являются биографическими.
Быков написал один роман («Карьер») и десятки
повестей и рассказов. Самые знаменитые из них – «Знак беды», «Третья ракета»,
«Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета»,
«Пойти и не вернуться», «Облава», а также автобиографическое произведение «Долгая
дорога домой». Большинство произведений писатель написал на белорусском языке,
уже позже переводя их на русский.
Действие многих повестей Быкова связано
с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и
белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема
предательства.
Так главный герой повести «Сотников»
(1970) способен сохранить в себе верность долгу и человечность, а вот в его
спутнике Рыбаке страх смерти
берет верх, и он становится
предателем. В итоге Сотникова казнят фашисты, а Рыбак сумел сохранить себе
жизнь ценой чужих смертей, что обрекает его на вечные нравственные муки. Шел на
добровольную гибель и герой другой его военной повести «Обелиск». Школьный учитель пожертвовал собой, спасая своих учеников.
В повести «Обелиск» рассказ ведется от лица одного из выживших
подростков, поэтому читателю предоставляется возможность самостоятельно
разобраться и сделать выводы о мотивах поступков погибшего учителя.
За повести «Обелиск» и «Дожить до
рассвета» (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в
Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый
мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство
критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
Повесть «Пойти и не вернуться» (1978),
действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была
инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
В годы перестройки Быков стал одним из
первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское
правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до
нищеты. Такова судьба главных героев повести «Знак беды» (1986), белорусских
хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить
фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея
творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется
и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и,
несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на
хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с
собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале
повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная
ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего
часа. За повесть «Знак беды» Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого
крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести
«Облава» (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В
повести «Карьер» (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого
погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к
вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является
центральной темой повести
«В тумане» (1987). В конце
1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в
Финляндию, затем в Германию. В рассказе «Пасхальное яичко» (2000),
написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в
послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского
повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о
вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху
заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей
карой невинным людям. В 2000 году Быков был удостоен премии «Триумф».
Василь Владимирович Быков умер 22 июня
2003 года в Минске.
Ряд произведений Василя Быкова были
экранизированы: Альпийская баллада» (1966), «Долгие вёрсты войны» (1975, 3
серии), «Восхождение» (1976) — по повести «Сотников», «Обречённые на
войну» (2008) — по повести «Пойти и не вернуться», «Блиндаж» (2011) —
по неоконченной повести «Блиндаж», «В тумане» (2012) — по одноимённой
повести и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий