Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, -
главное событие года для православных христиан и самый большой православный
праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает
"прехождение", "избавление". Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру,
надежду и любовь. В этом году день Пасхи пришелся на 15 апреля.
Торжественное празднование
Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения – Светлую седмицу, люди
ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца. Всего Пасхальные
праздники длятся в течение сорока дней. Начиная
со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга
приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!»
Светлая
седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой
(повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в
переводе с греческого - «вместо Пасхи»).
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная
Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после
праздника Пасхи.
По свидетельству
святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских
кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского
языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим
днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово
"радоница" восходит к словам "род" и "радость",
причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу
после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в
переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в
другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и
воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому
мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и
пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно
на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда
приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная
трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это
реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после
смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог
мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Распространившийся
же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит
древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение
усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят
по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости,
праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий