«…
Пасха – это русский праздник. Она не имеет для других народов такого значения,
какое имеет для нас. Для католиков гораздо большее значение имеет Рождество,
более земной праздник. А Пасха – она неотмирна, в ней видно чудо Божие. Пасха
освобождает от обыденной суеты, делает человека ближе к небу» (протоиерей
Константин Чайкин).
Последняя
неделя перед Пасхой называется Страстная неделя. Каждый день седмицы имеет своё
значение. Существуют определённые приметы и традиции предпасхальных дней.
В
первые три дня Церковь готовит верующих к соучастию в Крестных страданиях
Спасителя, а начиная с Чистого четверга, душа начинает готовиться к Великому
празднику.
Великий четверг.
С
этого дня в храмах начинаются службы. Верующим следует исповедоваться, чтобы
встретить светлый праздник с чистой душой. По традиции в Великий четверг
украшают пасхальные яйца и пекут первые куличи. В народе Великий Четверг ещё
назывался "чистым", так как в этот день принято мыться и убирать дом.
«Не уберёшь, так весь день в грязи и проживёшь». И вот только после этого
начинали красить яйца. По традиции красили луковой шелухой, а потом красное
яичко смазывали маслом, чтобы были ярче.
Страстная
Пятница.
День
распятия, смерти и погребения Спасителя. Утром читаются Евангелия о Страстях
Христовых. После этого совершается вынос храмовой плащаницы, на которой написан
или вышит образ Спасителя. Этот день отличается особо строгим постом. В Тверской
губернии верили, что в этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными
делами. А те, кто следовал самым строгим правилам Великого поста, в этот день
даже не мылись. Также принято было в этот день одаривать тех, у кого не
позволяли средства, праздничной сдобой, молоком, яйцами и творогом.
Великая Суббота.
В
ночь Великой субботы во всех городах и сёлах люди шли в церковь на пасхальную
всенощную. У иконостаса ставили приготовленные для освящения куличи и яйца. На
всенощной верующие могли обнимать друг друга, а затем при троекратном лобызании
приветствовать словами: "Христос Воскресе!" и ответным:
"Воистину Воскресе!" При этом принято обмениваться крашеными яйцами.
Светлая Пасха.
Праздник
Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования
«переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресенье. В этот день
верили, что Бог особо милостив, а потому во время праздничной утрени девушки на
выданье просили послать жениха. Особо верили на Пасху и в приметы. Например,
если в щи упадёт муха, жди свидание. Если ушибёшь локоть, то вспомнит милый. Зачешется
губа, не миновать поцелуев, а бровь, то будешь кланяться с милым. Именно с
Пасхи по всей Руси и в Тверской губернии начинались уличные гулянья, и все
праздники переходили из избы на улицу. А потому повсеместно устанавливали
качели и карусели, украшенные лентами. С ними начинались и весенние хороводы.
Ещё
об одной детской пасхальной игре, которая пользовалась популярностью в Ржеве,
вспоминает Б.А. Германсон: «На Пасху была новая игра: катать яйца. Нам покупали
деревянные яйца (приблизительно в натуральный размер), они были очень ярко
раскрашены в красный, жёлтый, фиолетовый цвета. К ним были деревянные лотки,
которые устанавливались в виде горки, и мы по очереди катали яйца по этому лотку.
И вот, чьё яйцо докатится по земле дальше, тот и выиграл. Играли на орехи, на
леденцы».
Как
праздновали Пасху в Ржеве, хорошо описал Игорь Ладыгин: «Когда наступает Пасха,
мне всегда вспоминаются первые послевоенные годы.
Еще
задолго до святого праздника начинались приготовления. Отец с матерью
обсуждали, что купить, что припасти к пасхальному столу. Жили бедно, яства и
вина видели только в зеркалах гастрономов. Рады были ржаному хлебу и пустой
картофелине, но ради Пасхи делалось исключение.
Поздно
вечером мы с отцом уходили в храм Покрова. В душной переполненной церкви стояли
на службе всю ночь. Под самые своды уходили с клиросов высокие голоса певчих,
перекрывая глухой людской гул, звучал бас священника, горел золотом иконостас,
таинственно и маняще мерцали мириады свечей.
–
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, – и казалось, конца не
будет этому канону, но вот царские врата распахивались, открывались все
церковные двери, пропуская батюшку, народ разом сторонился, и плыл Крестный
ход. А потом было христосование, была всеобщая людская радость и очищение. Был
негромкий, но уверенный звон церковного колокола.
Дома
нас ждала мать. Ждал единственный в году неповторимый пасхальный стол.
Помолившись, мы чинно начинали разговляться. Впереди было столько прекрасных
пасхальных дней.
Как
ни старались задурманенные атеисты, как ни преследовали, ни унижали за веру, но
даже каленым железом вытравить Пасху из души русского человека они не смогли.
Прошли
годы, и всё переменилось. Без утайки и опаски покатился людской вал в Христово
Воскресение по улицам на кладбища, в храмы, пошли в гости к друг другу, к
родным и друзьям.
Пусть
не до конца ещё многие прониклись верой, но вглядитесь в лица людей, когда
выйдете из дома с цветами и венками, когда войдёте в храм ставить свечи, когда
поднимете чарку за Воскресение Христово. Лица эти просветлённые, все
раскланиваются друг с другом, все приветливы и добры.
Пасха
объединяет нас. Объединяет людей с пороками и добродетелями, возвышает над
тяготами сегодняшней жизни.
В
этот день хорошо выйти на крутой волжский берег и, слушая пасхальный звон
колоколов, отвлечься от суеты сует. Господи, да будет воля Твоя!».
Список литературы:
Великий
пост для души и тела // Ржевские новости. – 2000. – 15 марта. – № 11. – С. 14.
Воскресенский
В. Разнолетье. – Ржев, 2009. – С. 72–73.
Германсон
Б.А. Мои воспоминания о родном Ржеве (1903–1943 годы). – Ржев, 2009. – С. 20.
Ладыгин
И. Написано сердцем. – Ржев, 2011. – С. 131–132.
Чайкин
Константин (протоиерей) «Христос Воскрес и для каждого из нас» // Ржевские
новости. – 2008. – 23 апреля. – № 16. – С. 2.
Смирнов
С. Год за годом. – Ржев, 2008. – С. 111.
Комментариев нет:
Отправить комментарий