Иван Николаевич Крамской
(8.06.1837-25.03.1887)
И.Н. Крамской родился в городе
Острогожске Воронежской губернии. Рано возникший интерес будущего художника к
искусству с течением времени превратился в настойчивое влечение к творчеству.
Молодой Крамской некоторое время работает ретушером у фотографа Данилевского и
в качестве помощника бесконечно странствует по провинциальным городам России.
Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию
художеств. Однако радужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не
суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами
академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма,
совершенно не отвечавшие новому времени.
Осенью 1863 года четырнадцати
академистам была предложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в
Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту тему и вышли из Академии.
Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим
ученикам политическим недоверием со стороны государства и материальной нуждой и
поэтому требовал огромного мужества. Возглавив это движение, Крамской принял на
себя ответственность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях взаимопомощи
и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая
базой Товарищества передвижных художественных выставок. Общественный деятель по
призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации.
Одной из основных целей Товарищества стало развитие искусства демократического
не только по форме организации, но и по идейному направлению. В русском
передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг
высоких вершин. Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в
здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву, а
затем в Киев. В отличие от академических, передвижные выставки «передвигались»
из города в город, всюду возбуждая живой интерес к себе. Так началась
деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десятилетий
объединяла всех передовых художников России.
На первой передвижной
выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В.
Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком
живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я
рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны,
все же нечто фантастическое вышло».
|
Русалки |
К следующей выставке
передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была
задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангельские сюжеты.
Художник писал о том, что его задачей было показать внутреннюю борьбу человека,
погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в
пустыне» была воспринята современниками как символ человека высокого
гражданского долга.
|
Христос в пустыне |
Летом 1873 года Крамской
вместе с семьей поселился в Тульской губернии, недалеко от имения Л. Н.
Толстого. Воспользовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толстого.
Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель
на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н.
Ге, И. Е. Репиным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из лучших. В
свою очередь сам художник послужил прообразом художника Михайлова в романе
«Анна Каренина».
|
Портрет писателя Л.Н.Толстого |
Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н.
А. Некрасова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то
время, когда Некрасов был уже тяжело болен, поэтому сеансы длились по 10—15
минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума,
творческим вдохновением и физической слабостью умирающего поэта.
|
Н.А. Некрасов в период Последних песен |
В числе работ Крамского
есть целый ряд поэтических женских образов, таких как «Девушка с распущенной
косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она прообраз Анны
Карениной.
|
Незнакомка |
|
Девушка с распущенной косой |
Еще в 1874 году художник создал целую серию крестьянских типов,
самый сильный по характеру среди них — «Полесовщик» (1874).
|
Полесовщик |
Трудно переоценить значение
художественного и литературного наследия Крамского для русской культуры.
Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий
интерес к познанию человека своей эпохи, изображал ли его художник в облике
евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная
деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколения
русских художников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий