вторник, 28 марта 2017 г.

А.А.Игнатьев. К 140-летию со дня рождения военного деятеля, дипломата, писателя

Алексей Алексеевич Игнатьев
(14.03.1877 – 20.11.1954)
Русский и советский военный деятель, дипломат, писатель. Воспоминания «Пятьдесят лет в строю» содержат сведения о Ржеве и ржевских имениях Игнатьевых: Чертолино и Зайцево.
…Получив образование в специальных классах Пажеского корпуса, Игнатьев стал камер-пажом императрицы, а затем младшим офицером кавалергардского полка, а по окончании академии генерального штаба в русско-японскую  войну был добровольцем и начал свою дипломатическую карьеру военного агента, давая информацию военным агентам других стран.
В должности военного атташе в последующие годы он пробыл в Дании, Швеции, Норвегии и во Франции, где безоговорочно признал советскую власть, считая, что у него есть долг по отношению к русскому государству, к своему народу. Он продолжал оставаться на посту, охраняя казенные суммы, находившиеся на счету России.
Он всячески способствовал прекращению интервенции против СССР, препятствовал снабжению оружием Деникина, Колчака, что вызывало бешеные нападки на него со стороны русской белоэмигрантской прессы.
В 1934 – 1937 гг. он занимает разные должности во Франции от наркомата внешней торговли. В 1931 году посетил Советский Союз в качестве туриста, проехал по тем местам, которые когда-то назывались имениями графа А.П.Игнатьева (отца А.А.Игнатьева): Ольгово под Москвой, Чертолино и Зайцево под Ржевом.
Больше всего Игнатьеву хотелось посмотреть на свое родное Чертолино и не только посмотреть, но и показать его в фотографиях, вернувшись в во Францию.
Он убедился в том, что Чертолино в надежных руках, что теперь здесь два мощных советских хозяйства – Чертолино и Зайцево.
В 1931 году Игнатьев окончательно возвращается на Родину, сдав документы русской военной миссии в Центральный государственный военно-исторический архив.
И сразу же его опыт и знания кадрового военного нашли применение на Родине: он был зачислен в Красную Армию, назначен старшим инспектором по иностранным языкам в управление высших военных учебных заведений и старшим редактором Воениздата.
Игнатьев обладал большими литературными способностями: широкий круг интересов, богатая событиями жизнь, встречи с представителями литературы и искусства давали богатый материал для очерков, воспоминаний и выступлений.
Самым значительным его произведением была книга «50 лет в строю», над которой он начал работать в Париже в 1925 году, а печатать начал в 1938 году в журнале «Знамя». Всего было написано им 5 книг, над 6-й Игнатьев продолжал работать до конца своих дней.
В 1940 году его принимают в члены Союза советских писателей.
В годы Великой Отечественной войны его знания и опыт пригодились в работе по воспитанию бойцов и командиров Красной Армии. Он выступает в печати и радио с такими статьями: «Слово генерала будущим бойцам», «Мысли о воспитании» и другие.
В Дании, Швеции и Норвегии он выступает на языках этих стран и говорит правду о том, что несет фашизм народам Европы, об освободительной миссии советского народа:
«Русский медведь, которым шведы, как близкие наши соседи, издавна пугали детей, не злой. Он встает на задние лапы и выходит из берлоги лишь тогда, когда покушаются на его покой и любимых им медвежат…»
Еще в феврале 1945 года, когда велись сражения уже на вражеской земле, специально созданным комитетом велась работа по увековечиванию памяти советских воинов, павших в Великую Отечественную войну. Являясь членом этого комитета, Игнатьев в докладной записке писал:
«…Весь поднятый вопрос представляется мне не только своевременным, но и срочным…
…Мерой для сохранения в целости достопримечательных мест сражений, явилось бы обращение этих мест в военные заповедники…  …Памятники и сооружения, посвящаемые увековечиванию памяти Отечественной войны должны быть рассчитаны, по крайней мере, на 500 лет, и построены, равно как и ограда к ним, что крайне важно, из прочных материалов (гранита, чугуна, меди…) на хороших бутах и фундаментах».
В 1954 году смерть прервала большую общественную и литературную деятельность патриот, генерала и писателя Алексея Алексеевича Игнатьева.
На страницах его любимого детища романа «50 лет в строю» он неоднократно вспоминает Ржев, Чертолино, называя эти места «своими», «родными», ставшие одной из главных притягательных сил при возвращении на Родину.
Источник:
Смолькова, И. Русский патриот // Ржевская правда. – 1971. – 17 июля – С. 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий