21 октября 1896 года родился Евгений
Львович Шварц — писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые
сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.
Евгений Шварц в большую литературу вошел
не сразу. Проведя детство в Майкопе (ССЫЛКА: о котором он часто вспоминал), он
после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет
Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала
иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера
в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921
год. Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений
Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских
журналах «Чиж» и «Еж». В это время он тесно сошелся с «серапионами». Так и не
став членом «братства», он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может
быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных
произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с
произведениями самих «серапионов». В 1923 году в газете «Кочегарка»,
издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи
писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».
Первая отдельная книга Шварца — сборник
стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный
этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд»,
пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).
Но вершиной его творчества, несомненно,
стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка»,
«Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под
пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично
сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то
бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель
безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности.
Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями
сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе
сказочных сюжетов неоценима. «А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес
короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не
свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют
действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх,
восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает
королем и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например,
Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и спит
где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет на
деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Разве это пафос венценосной
особы?! Это всего лишь «суровые будни» королевской жизни.
Неизвестно, подвиг ли Шварца приход
фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень»,
«Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем,
и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они
занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.
С началом Великой Отечественной войны
Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса
«Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для
которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.
В 1944 году начинается работа над самым
личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет.
Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный
волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не
получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих
театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли
автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его
герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга
мастера.
Вечные истины — вне политики, вне
времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие
взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а
подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального
общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.
Одним из таких глашатаев и был Евгений
Львович Шварц...
Комментариев нет:
Отправить комментарий