Напои меня малиной,
Крепким ромом, цветом липы...
И пускай в трубе каминной
Раздаются вопли, всхлипы...
Пусть, как в лучших сочиненьях,
С плачем, с хохотом, с раскатом
Завывает все, что надо,
Что положено по штатам!
Пусть скрипят и гнутся сосны,
Вязы, тополи и буки.
И пускай из клавикордов
Чьи-то медленные руки
Извлекают старых вальсов
Мелодические вздохи,
Обреченные забвенью,
Несозвучные эпохе!..
Лавой пунша или грога
И достань, откуда хочешь,
Поразительного дога,
И чтоб он сверкал глазами,
Точно парой аметистов,
И чтоб он сопел, мерзавец,
Как у лучших беллетристов...
А сама в старинной шали
С бахромою и с кистями,
Перелистывая книгу
С пожелтевшими листами,
Выбирай мне из "Айвенго"
Только лучшие страницы
И читай их очень тихо,
Опустивши вниз ресницы...
|
Надо, в сущности ведь, мало...
Чтоб у ног его собака
Выразительно дремала,
Чтоб его поили грогом
До семнадцатого пота
И играли на роялях,
И читали Вальтер-Скотта,
И под шум ночного ливня
Чтоб ему приснилось снова
Из какой-то прежней жизни
Хоть одно живое слово.
Автор
этого замечательного стихотворения - Дон-Аминадо. Настоящее имя Аминадад Петрович Шполянский (имя при рождении - Аминодав Пейсахович Шполянский). Родился 7 мая
1888 года в Елисаветграде ( умер 14.11.1957 в Париже), учился юриспруденции в
Одессе и Киеве, по завершении высшего образования поселился в Москве и занялся
писательской деятельностью. Он эмигрировал в начале 1920 года через
Константинополь в Париж.
Звучный
испанский псевдоним родился, возможно, в 1912 году, когда молодой помощник
присяжного поверенного Аминад Шполянский пришел в редакцию петербургского
"Сатирикона". В своих воспоминаниях ("Поезд на третьем
пути") он напишет: "Каждый номер "Сатирикона" блистал настоящим
блеском, была в нём и беспощадная сатира, и неподдельный юмор, и тот, что на
миг веселит душу, и тот, что теребит сердце и называется юмором висельников,
весьма созвучным эпохе".
Эти
же слова можно отнести к многогранному таланту самого Дона-Аминадо, который
позволял ему оставаться на пике популярности в течение десятилетий. Его сатира
была очень колкой. При этом Дон-Аминадо был еще и большим лирическим поэтом.
А чайник поет и клокочет,
Клокочет, как будто он в доме один
И делает все, что захочет.
А черный пушистый и ласковый кот,
С пленительным именем Томми,
Считает, что именно он – это тот,
Кто главным является в доме.
За окнами стужи, туманы, снега.
А здесь как на старой гравюре,
Хрусталь и цветы, и оленьи рога,
И лампы огонь в абажуре.
Я знаю, и это, и это пройдет,
Развеется в мире безбрежном
И чайник кипящий, и медленный кот,
И женщина с профилем нежным.
Но все же, покуда мы в мире пройдем,
Свой плащ беззаботно накинув,
Пускай у нас будет наш маленький дом
И доброе пламя каминов.
Пусть глупую песенку чайник поет
И паром клубится: встречай-ка!
И встретит нас Томми, пленительный кот,
И наша и Томми хозяйка.
Вот
слова Марины Цветаевой: "Вы совершенно замечательный поэт. Я на Вас
непрерывно радуюсь и Вам непрерывно рукоплещу - как акробату, который в тысячу
первый раз протанцевал на проволоке. Сравнение не обидное. Ведь акробат, ведь
это из тех ремесел, где все не на жизнь, а на смерть... И куда больше - поэт,
чем все молодые и немолодые поэты, которые печатаются в толстых журналах. В
одной Вашей шутке больше лирической жилы, чем во всем "на серьезе"".
А
так писал Иван Бунин в 1927 году: "Дон-Аминадо гораздо больше своей популярности
(особенно в стихах), и уже давно пора дать подобающее место его большому
таланту, - художественному, а не только газетному, злободневному"....
Уездная сирень
Как рассказать минувшую весну,
Забытую, далекую, иную,
Твое лицо, прильнувшее к окну,
Была весна, которой не вернуть...
Коричневые, голые деревья.
И полых вод особенная муть,
И радость птиц, меняющих кочевья.
Апрельский холод. Серость. Облака.
И ком земли, из-под копыт летящий.
И этот темный глаз коренника,
Испуганный, и влажный, и косящий.
О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз.
Запахло мятой, копотью и дымом.
Тем запахом, волнующим до слез,
Единственным, родным, неповторимым,
Той свежестью набухшего зерна
И пыльною, уездною сиренью,
Которой пахнет русская весна,
Приученная к позднему цветенью.
И за ночь выпала роса...
И так пронзительно синели,
Сияли счастьем небеса,
И столько нежности нездешней
Тогда на землю пролилось,
Наполнив соком, влагой вешней,
И пропитав ее насквозь,
Что от избытка, от цветенья,
От изобилья, от щедрот,
Казалось, мир в изнеможенье
С ума от счастия сойдет!..
Зеленый сад и белый дом,
И взлет кисейной занавески
Над русским створчатым окном.
А перед домом, на площадке,
Веселый смех, качелей скрип.
И одуряющий и сладкий,
Неповторимый запах лип.
Летит в траву твой бант пунцовый,
А под ногой скользит доска,
Ах, как легко, скажи лишь слово,
Взмахнуть и взвиться в облака!..
И там, где медленно и пышно
Закатный день расплавил медь,
Поцеловать тебя неслышно,
И если надо, умереть...
И мгла, и свет, и явь, и сон.
И голубой, прозрачный воздух
Был тоже счастьем напоен.
Молчанье. Шорох. Гладь речная.
И след тянулся от весла.
И жизнь была, как вечер мая,
И жизнь, и молодость была...
И все прошло, и мы у цели.
И снова солнце в синеве,
И вновь весна, скрипят качели,
И чей-то бант лежит в траве.
Не шумят возмущенные воды.
Повторяется все, дорогая моя,
Повинуясь законам природы.
Расцветает сирень, чтоб осыпать свой цвет.
Гибнет плод, красотой отягченный.
И любимой - поэт посвящает сонет,
Уже трижды другим посвященный.
Все есть отблеск и свет. Все есть отзвук и звук.
И, внимая речам якобинца,
Я предчувствую, как его собственный внук
Возжелает наследного принца.
Ибо все на земле, дорогая моя,
Происходит, как сказано в песне:
Возвращается ветер на круги своя,
Возвращается, дьявол! хоть тресни.
Месяц у моря
Притворялись веселыми, бодрыми...
Приезжали из душных столиц -
Любоваться роскошными бедрами
Неизвестных матрон и блудниц.
Одевались в халаты купальные
И у моря, в полуденный час,
Все глазели на груды овальные
Пожилых человеческих мяс.
Пантеистами были! Эстетами!
Отрицали костюм. Пардессю.
И, от солнца закрывшись газетами,
Восхищались природой вовсю...
Лоботрясы в подстриженных усиках,
Словно новый открыв Марафон,
Танцевали с девицами в трусиках
Под охрипший с утра граммофон.
Не вкусивши ни зла, ни добра,
Желторото-коричнево-голая
Полоскалась в воде детвора.
...И однажды, откуда-то... с севера,
Точно жалобы горестных струн,
Пронеслися дыхания севера
В притаившейся зелени дюн.
Заблистали короткие молнии.
Прошумели в ночи поезда.
И, несказанной мысли безмолвнее,
Прямо в море упала звезда.
Кто-то плакал над долей проклятою.
Возвращался на каторгу раб...
И о жизни с креветкой усатою
Разговаривал шепотом краб.
Земное
Осень пахнет горьким тленом,
Милым прахом увяданья,
Легким запахом мимозы
В час последнего свиданья.
А еще - сладчайшим медом,
Душной мятой, паутиной
И осыпавшейся розой
Над неубранной куртиной.
Зимний полдень пахнет снегом,
Мерзлым яблоком, деревней
И мужицкою овчиной,
Пропотевшею и древней.
Зимний вечер пахнет ромом,
Крепким чаем, теплым паром,
Табаком, и гиацинтом,
И каминным перегаром.
Утро солнечного мая
Пахнет ландышем душистым
И, как ты, моя Наташа,
Чем-то легким, чем-то чистым,
Этой травкою зеленой,
Что растет в глухом овраге,
Этой смутною фиалкой,
Этой капелькою влаги,
Что дрожит в лиловой дымке
На краю цветочной чаши,
Как дрожат порою слезы
На ресницах у Наташи...
Лето пахнет душным сеном,
Сливой темною и пыльной,
Бледной лилией болотной,
Тонкостанной и бессильной,
Испареньями земными,
Тмином, маком, прелью сада
И вином, что только бродит
В сочных гроздьях винограда.
А еще в горячий полдень
Лето пахнет лесом, смолью
И щекочущей и влажной
Голубой морскою солью,
Мшистой сыростью купальни,
Острым запахом иода
И волнующей и дальней
Дымной гарью парохода...
Жили-были
Этих лет смятенный ряд,
Зачесать умело проседь,
Оживить унылый взгляд,
Горе - горечь, горечь - бремя,
Всё - верёвочкой завить,
Если б можно было время
На скаку остановить,
Чтоб до боли закусило
Злое время удила,
Чтоб воскликнуть с прежней силой -
Эх была, да не была!
Да раскрыть поутру ставни,
Да увидеть под окном
То, что стало стародавней
Былью, сказочкою, сном...
Этот снег, что так синеет,
Как нигде и никогда,
От которого пьянеет
Сердце раз и навсегда.
Синий снег, который режет,
Колет, жжёт и холодит,
Этот снег, который нежит,
Нежит, душу молодит,
Эту лёгкость, эту тонкость,
Несказанность этих нег,
Эту ломкость, этот снег!
Если б нам да в переулки,
В переулки, в тупички,
Где когда-то жили-были,
Жили-были дурачки,
Только жили, только были,
Что хотели, не смогли,
Говорили, что любили,
А сберечь не сберегли...
Оказывается,
что многие афоризмы, которые популярны и в наше время, принадлежат Дон-Аминадо.
Он первый открыл нам ту истину, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и
больным.
*В
каждой женщине есть Д. Ж.: дамское и женское. Женское - совершает подвиги,
дамское - болтает по телефону.
*Счастливым
называется такой брак, в котором одна половина храпит, а другая - не слышит.
*Экспромты
хороши, когда они являются внезапно, любимые женщины - когда предупреждают.
*Благородные
люди всё помнят, расчётливые ничего не забывают.
*Во
всякой лжи можно сознаться, только в святой необходимо упорствовать.
*Вождь
выходит из народа, но обратно не возвращается.
*Честный
ребёнок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом.
*Прозаик
говорит: коньяк - три звездочки. Поэт говорит: через коньяк - к звездам!
*Если
очень долго поступать по-свински, то в конце концов можно устроиться
по-человечески.
*Из
пессимизма ещё есть выход, из оптимизма - никакого.
*Кто не
страдал бессонницей, тот не знает своей биографии.
*Сначала
народ безмолвствует, потом становится под знамена, потом в очередь, потом -
опять под знамена, и потом снова безмолвствует.
*У
прожигателей жизни нет времени подумать о безработных, зато у безработных
найдется время подумать о прожигателях жизни.
*В
конце концов, вся переоценка ценностей только к тому и сводится, что к
переименованию улиц.
*Как бы
твое положение ни было худо, утешайся тем, что международное положение еще
хуже.
Иллюстрации - Юлия Лучкина
Источник
Книга в нашей библиотеке Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь: стихотворения. Полит. памфлет. Проза. Воспоминания / Дон-Аминадо ; [вступ. ст., с. 3-38, и коммент. В.И. Коровина]. - Москва: Изд. Центр "Терра", 1994. - 766 с.
Книга в нашей библиотеке Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь: стихотворения. Полит. памфлет. Проза. Воспоминания / Дон-Аминадо ; [вступ. ст., с. 3-38, и коммент. В.И. Коровина]. - Москва: Изд. Центр "Терра", 1994. - 766 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий