пятница, 17 июня 2016 г.

Фильм "Солдаты"

«Солдаты» (первоначальное название — «В окопах Сталинграда») — советский художественный фильм по мотивам повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».В 1956 г., уже в период оттепели, на киностудии Ленфильм завершились съемки и монтаж еще одного фильма о Сталинградской битве. Режиссер А.Г. Иванов поставил картину «Солдаты» как экранизацию известной повести фронтовика и писателя В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.). Произведение в свое время удостоилось Сталинской премии 2-й степени по литературе. Сам писатель выступил в качестве сценариста.
Судя по воспоминаниям режиссера, именно он предложил экранизировать произведение Некрасова, так как повесть ему понравилась «простотой описания больших и важных событий», но при этом с глубоким проникновением в душу и сердце каждого героя.
Выбор Иванова, видимо, обуславливался еще и тем, что он знал мнение С.М. Эйзенштейна о повести. Известный советский режиссер считал «В окопах Сталинграда» одним из лучших текстов о войне, о чем говорил в декабре 1946 г. на лекции во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК). Эйзенштейн обсуждал со студентами проблемы композиции в кино на примере этого произведения.
В середине октября 1955 г. Некрасов после нескольких месяцев непростой работы сдал окончательный вариант литературного сценария. По словам режиссера, который на завершающем этапе помогал  писателю, был найден следующий выход: в качестве связующего звена использовали «голос за кадром», как внутренний монолог героя.
кадр из фильма "Солдаты"
Главных персонажей в фильме сыграли актер Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького Всеволод Сафонов (лейтенант Юрий Керженцев), артисты Театра-студии киноактера Тамара Логинова (Люся),  Иннокентий Смоктуновский (лейтенант Фарбер) и Леонид Кмит (старшина Чумак), прославившийся ранее ролью ординарца Петьки в фильме «Чапаев». Привлекли для съемок и студентов ВГИКа – Николая Погодина (Карнаухов), Юрия Соловьева (Валега), Людмилу Маркелия (Маруся), Владислава Ковалькова (Седых). Роли старших командиров исполнили актеры Ленинградского Большого драматического театра Михаил Ладыгин (полковник Бородин) и Борис Ильясов (капитан Абросимов). Небольшую роль Георгия Акимовича сыграл Евгений Тетерин (Театр-студия киноактера). В одном из эпизодов снялся будущий Народный артист СССР Иван Лапиков (майор Забавнов), тогда малоизвестный актер Сталинградского драматического театра. 
В.П. Некрасов на съемках фильма "Солдаты". 1956 г.
Основной сюжет картины построен вокруг лейтенанта Юрия Керженцева, прототипом которого являлся автор повести. Судьба забросила Керженцева вместе с его фронтовыми соратниками связным Валегой и полковым разведчиком Седых в Сталинград, где они, сражаясь за город, обретают новых друзей-сослуживцев. Получив ранение, и не долечившись в госпитале, лейтенант Керженцев вновь возвращается в строй накануне большого наступления советских войск под Сталинградом.
Картина начинается с показа лица простой крестьянки, прикрывающей ладонью рот и тревожно смотрящей на поток беженцев и отступающих частей Красной армии на восток, к Сталинграду. Тем самым режиссер, видимо, сразу давал понять зрителю, что в картине будет представлена война с точки зрения простых людей, взгляд из окопа, а не из кабинетов генералов и партийных руководителей.

Вообще, два фронтовика Некрасов и Смоктуновский очень подружились в период работы над фильмом. Впоследствии они нередко встречались в дружеской обстановке. Судя по воспоминаниям актера Владлена Давыдова, писатель испытывал к Смоктуновскому братские чувства.
Фильм заканчивается эпизодом, когда главные герои, радостные и веселые в преддверии большого наступления, фотографируются на фоне руин Сталинграда. Лейтенант Керженцев держит в руках фотоаппарат и снимает своих фронтовых друзей. Затем зрители видят получившуюся фотографию, висящую в рамке на стене над книжной полкой. Фоном звучат слова Керженцева о своих однополчанах, у каждого из которых после войны складывается своя судьба.
Сцену, связанную с фотографией, можно ассоциировать с некоторыми новыми атрибутами жизни советских людей 1950-х гг., когда увлечение фотосъемкой стало модным занятием. В то время в СССР было налажено массовое производство любительских фотокамер, начали издаваться журналы для фотолюбителей.
Отличия фильма от литературной первоосновы
Последовательность событий в фильме сохранилась только частично. Фильм, поставленный спустя десятилетие после выхода в свет книги и десятилетнего забвения, лишён предисловия о боях на Украине. Чтобы не было ассоциаций с трагически окончившейся битвой за Харьков, куда Ставка направила членом Военного Совета именно Хрущёва, об этом городе в фильме говорят мало, а в книге, напротив, поминают в каждом окопном разговоре. Из фильма исключено всякое упоминание о Сталине, включая фотографии вождя, а заодно и упоминание о праздновании 25-й годовщины Великого Октября (к организации этой революции Хрущёв не имел никакого отношения). Название города звучит в фильме крайне редко. Финал картины полностью переписан, место действия перенесено к старым траншеям (у «Метиза») и Мамаева кургана. Из фильма исключены упоминания о минировании промышленных объектов Сталинграда (примерно пятая часть объёма книги).
Фильм лишён не только образов Ширяева, Самусева и Гоглидзе, которые сражались с четвёркой на Украине, но и одного из главных героев — Игоря (соответственно, четвёрка во главе с Керженцевым превратилась в фильме в тройку). Глава семейства, куда прибыли на постой боевые друзья перед осадой Сталинграда, из Николая Николаевича превратился в Георгия Амвросиевича (в книге — это инженер-электрик ТЭЦ), включив в себя черты двух книжных персонажей. Исключён персонаж Калужский, провоцировавший Керженцева на работу в штабе. Добавлен персонаж комиссара дивизии, который настраивает солдат перед боем за первую траншею. В фильме отсутствует сцена прихода перед боем проверяющих из политотдела. В сценарий фильма добавлена лирическая линия: прописан роман Керженцева и Люси, появился новый персонаж — санитарка Маруся, у которой возникает взаимная симпатия с Седых.
Диалоги в фильме и книге отличаются не столько спецификой жанров искусства и необходимостью «окиношнить» разговоры из повести, сколько политическим заказом 1956 года, кампанией десталинизации и развенчанием культа личности, показом главной и направляющей роли партии. В фильме диалоги мягче, в них больше юмора, чем жёлчи; больше политики, чем правды войны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий