«Солдаты» (первоначальное
название — «В окопах Сталинграда») — советский художественный фильм по мотивам
повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».В 1956 г ., уже в период оттепели,
на киностудии Ленфильм завершились съемки и монтаж еще одного фильма о
Сталинградской битве. Режиссер А.Г. Иванов поставил картину «Солдаты» как
экранизацию известной повести фронтовика и писателя В.П. Некрасова «В окопах
Сталинграда» (1946 г .).
Произведение в свое время удостоилось Сталинской премии 2-й степени по
литературе. Сам писатель выступил в качестве сценариста.
Судя по воспоминаниям
режиссера, именно он предложил экранизировать произведение Некрасова, так как
повесть ему понравилась «простотой описания больших и важных событий», но при
этом с глубоким проникновением в душу и сердце каждого героя.
Выбор Иванова, видимо,
обуславливался еще и тем, что он знал мнение С.М. Эйзенштейна о повести.
Известный советский режиссер считал «В окопах Сталинграда» одним из лучших
текстов о войне, о чем говорил в декабре 1946 г . на лекции во Всероссийском
государственном институте кинематографии (ВГИК). Эйзенштейн обсуждал со
студентами проблемы композиции в кино на примере этого произведения.
В середине октября 1955 г . Некрасов после
нескольких месяцев непростой работы сдал окончательный вариант литературного
сценария. По словам режиссера, который на завершающем этапе помогал писателю, был найден следующий выход: в качестве
связующего звена использовали «голос за кадром», как внутренний монолог героя.
кадр из фильма "Солдаты" |
Главных персонажей в
фильме сыграли актер Ленинградского Большого драматического театра имени М.
Горького Всеволод Сафонов (лейтенант Юрий Керженцев), артисты Театра-студии киноактера
Тамара Логинова (Люся), Иннокентий
Смоктуновский (лейтенант Фарбер) и Леонид Кмит (старшина Чумак), прославившийся
ранее ролью ординарца Петьки в фильме «Чапаев». Привлекли для съемок и
студентов ВГИКа – Николая Погодина (Карнаухов), Юрия Соловьева (Валега),
Людмилу Маркелия (Маруся), Владислава Ковалькова (Седых). Роли старших
командиров исполнили актеры Ленинградского Большого драматического театра
Михаил Ладыгин (полковник Бородин) и Борис Ильясов (капитан Абросимов).
Небольшую роль Георгия Акимовича сыграл Евгений Тетерин (Театр-студия
киноактера). В одном из эпизодов снялся будущий Народный артист СССР Иван
Лапиков (майор Забавнов), тогда малоизвестный актер Сталинградского
драматического театра.
В.П. Некрасов на съемках фильма "Солдаты". 1956 г. |
Основной сюжет картины
построен вокруг лейтенанта Юрия Керженцева, прототипом которого являлся автор
повести. Судьба забросила Керженцева вместе с его фронтовыми соратниками
связным Валегой и полковым разведчиком Седых в Сталинград, где они, сражаясь за
город, обретают новых друзей-сослуживцев. Получив ранение, и не долечившись в
госпитале, лейтенант Керженцев вновь возвращается в строй накануне большого
наступления советских войск под Сталинградом.
Картина начинается с
показа лица простой крестьянки, прикрывающей ладонью рот и тревожно смотрящей
на поток беженцев и отступающих частей Красной армии на восток, к Сталинграду.
Тем самым режиссер, видимо, сразу давал понять зрителю, что в картине будет
представлена война с точки зрения простых людей, взгляд из окопа, а не из
кабинетов генералов и партийных руководителей.
Вообще, два фронтовика
Некрасов и Смоктуновский очень подружились в период работы над фильмом.
Впоследствии они нередко встречались в дружеской обстановке. Судя по
воспоминаниям актера Владлена Давыдова, писатель испытывал к Смоктуновскому
братские чувства.
Фильм заканчивается
эпизодом, когда главные герои, радостные и веселые в преддверии большого
наступления, фотографируются на фоне руин Сталинграда. Лейтенант Керженцев
держит в руках фотоаппарат и снимает своих фронтовых друзей. Затем зрители
видят получившуюся фотографию, висящую в рамке на стене над книжной полкой. Фоном
звучат слова Керженцева о своих однополчанах, у каждого из которых после войны
складывается своя судьба.
Сцену, связанную с
фотографией, можно ассоциировать с некоторыми новыми атрибутами жизни советских
людей 1950-х гг., когда увлечение фотосъемкой стало модным занятием. В то время
в СССР было налажено массовое производство любительских фотокамер, начали
издаваться журналы для фотолюбителей.
Отличия фильма от литературной первоосновы
Последовательность
событий в фильме сохранилась только частично. Фильм, поставленный спустя
десятилетие после выхода в свет книги и десятилетнего забвения, лишён
предисловия о боях на Украине. Чтобы не было ассоциаций с трагически окончившейся
битвой за Харьков, куда Ставка направила членом Военного Совета именно Хрущёва,
об этом городе в фильме говорят мало, а в книге, напротив, поминают в каждом
окопном разговоре. Из фильма исключено всякое упоминание о Сталине, включая
фотографии вождя, а заодно и упоминание о праздновании 25-й годовщины Великого
Октября (к организации этой революции Хрущёв не имел никакого отношения).
Название города звучит в фильме крайне редко. Финал картины полностью
переписан, место действия перенесено к старым траншеям (у «Метиза») и Мамаева
кургана. Из фильма исключены упоминания о минировании промышленных объектов
Сталинграда (примерно пятая часть объёма книги).
Фильм лишён не только
образов Ширяева, Самусева и Гоглидзе, которые сражались с четвёркой на Украине,
но и одного из главных героев — Игоря (соответственно, четвёрка во главе с
Керженцевым превратилась в фильме в тройку). Глава семейства, куда прибыли на
постой боевые друзья перед осадой Сталинграда, из Николая Николаевича превратился
в Георгия Амвросиевича (в книге — это инженер-электрик ТЭЦ), включив в
себя черты двух книжных персонажей. Исключён персонаж Калужский,
провоцировавший Керженцева на работу в штабе. Добавлен персонаж комиссара дивизии,
который настраивает солдат перед боем за первую траншею. В фильме отсутствует
сцена прихода перед боем проверяющих из политотдела. В сценарий фильма добавлена
лирическая линия: прописан роман Керженцева и Люси, появился новый персонаж —
санитарка Маруся, у которой возникает взаимная симпатия с Седых.
Диалоги в фильме и книге
отличаются не столько спецификой жанров искусства и необходимостью «окиношнить»
разговоры из повести, сколько политическим заказом 1956 года, кампанией десталинизации
и развенчанием культа личности, показом главной и направляющей роли партии. В
фильме диалоги мягче, в них больше юмора, чем жёлчи; больше политики, чем
правды войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий