Русский романс –
явление загадочное, авторы стихов часто неизвестны, некоторые пишутся народными
поэтами самородками, а другие - профессиональными поэтами. С музыкой тоже
случается все по-разному и никогда неизвестно, кто из композиторов попадет в
тот нерв, который затронет сердца и души.
Но в случае с
романсом «Не брани меня…» все сложилось счастливо и для поэта-самородка, и для
композитора-профессионала, хотя до сих пор романс считается цыганским. Может
быть, потому что автор музыки известен как композитор цыганских песен.
Но если навскидку
спросить любого: «Кто написал русский романс «Не брани меня…»?», - никто не
ответит. Романс стал народным и это - высшая похвала его авторам. А создали его
два чудака, которые никогда в жизни не встречались, но оба были большими
оригиналами.
Автор стихов –
народный поэт Разорёнов Алексей Ермилович (1819), о котором почти ничего
неизвестно. Даже архив его рукописей был найден сравнительно недавно, т.к.
перед смертью он все свои бумаги сжег.
Алексей Ермилович Разорёнов |
Это так, но остались черновики и копии, которые сохранились у друзей поэта и усилиями энтузиастов города, откуда был родом поэт, они нашлись. Родился Алексей Разорёнов в деревне, что под Коломной, в семье крепостного, который крестьянствовал без успеха, о чем красноречиво говорит фамилия.
Поэт никогда и
нигде не учился, чтению его обучил местный пономарь по «Псалтири». А потом
Алексей сам, где мог, и когда получалось, покупал книги и читал, запоем и со
страстью.
Особенно он
любил стихи, которые знал наизусть в бесчисленном количестве и мог читать целые
монологи из Шекспира и почти всего Пушкина, начиная от «Демона» и кончая
«Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым».
Этим он приводил
в полный восторг посетителей небольшой овощной лавки, которой Алексей Ермилович
обзавелся в середине шестидесятых годов. Здесь же был организован своего рода
литературный клуб, в котором собирались народные поэты со всей Москвы,
представляя на суд свои стихи.
«В высшей
степени оригинально было видеть старика-лавочника в длиннополом (московском)
полукафтане, декламирующего из-за прилавка целые монологи из
"Гамлета", "Короля Лира", "Ляпунова",
"Скопина-Шуйского", "Велизария" и других пьес и с чисто
юношеским увлечением произносившего наизусть любимые места из
"Демона", "Евгения Онегина", "Бориса Годунова" и
"Громобоя"».
Но прежде чем
Алексей Ермилович поселился в Москве, он полжизни провел в скитаниях, работая
лакеем, поваром, приказчиком, разносчиком и даже актером. Писать начал рано и,
по его словам, писал много, но печатали его мало.
Свое самое
знаменитое стихотворение, ставшее русским романсом «Не брани меня...», поэт
написал для Казанского театра в конце сороковых-начале пятидесятых годов, но
напечатаны стихи были только после смерти.
Музыку на стихи
впервые написал неизвестный композитор для заезжей столичной актрисы, которая
исполняла главную роль в премьерном спектакле, а уже на другой день романс
распевала вся Казань.
Популярностью
пользовалось еще одно стихотворение Разорёнова – «По грыбы» (так в оригинале),
которое в авторском варианте очень длинное. Но народ его сократил, облагородил
и приписал к нему забавную мораль. Вот эта баллада, уже в народной обработке.
Никита Текалин. Грибы |
За грибами в лес девицы
толпой собрались.
Как дошли до опушки леса,
тотчас разбрелись.
Вдруг в кустах раздался шорох.
Вспыхнула, дрожит.
Перед ней красивый парень
Смотрит* <>:
«Ждешь ты, ждешь меня милая», —
весело сказал.
И объял ее в объятья,
долго целовал.
«Не губи меня ты, милый,
душу не губи.
А другую, городскую
лучше полюби».
«Нет, тебя я не забуду,
будешь ты моя.
Как приеду — обвенчаюсь,
возьму за себя».
Вот проходит уже осень,
а его все ждет.
Под ее бедным сердечком
горюшко растет.
На пригорке в чаще леса
береза стоит.
А на этой на березе
труп ее висит.
Перстень, другом подаренный,
на руке блестит.
Вот вам, девушки, наука
как в лесок ходить.
А еще одна наука
как мужчин любить.
толпой собрались.
Как дошли до опушки леса,
тотчас разбрелись.
Вдруг в кустах раздался шорох.
Вспыхнула, дрожит.
Перед ней красивый парень
Смотрит* <>:
«Ждешь ты, ждешь меня милая», —
весело сказал.
И объял ее в объятья,
долго целовал.
«Не губи меня ты, милый,
душу не губи.
А другую, городскую
лучше полюби».
«Нет, тебя я не забуду,
будешь ты моя.
Как приеду — обвенчаюсь,
возьму за себя».
Вот проходит уже осень,
а его все ждет.
Под ее бедным сердечком
горюшко растет.
На пригорке в чаще леса
береза стоит.
А на этой на березе
труп ее висит.
Перстень, другом подаренный,
на руке блестит.
Вот вам, девушки, наука
как в лесок ходить.
А еще одна наука
как мужчин любить.
Известна большая
поэма А. Разоренова – «Продолжение и окончание "Евгения Онегина"»,
написанное в 1890 году (за год до смерти). Сейчас стало модным писать
продолжения к популярным романам («Унесенным ветром», «Грозовому перевалу» и
др.), а Алексей Ермилович сделал это более ста лет назад. В своем продолжении
он описывает жизнь и смерть Татьяны и Евгения. Вот небольшой отрывочек из поэмы,
где речь идет о жизни Онегина после свидания с Татьяной в доме ее супруга:
Онъ даже пробовалъ влюбляться,
Чтобы Татьяну позабыть,
Но тутъ же долженъ былъ сознаться,
Что онъ не могъ другихъ любить.
Любви-жъ притворной, взгляды, ласки,
Красы порочной гнусный торгъ,--
Всѣ тѣ искусственныя маски.
Безъ желчи видѣть онъ не могъ.
Не могъ ни какъ себя заставить
Забыть Татьяны сладкихъ словъ:
-- "Я васъ люблю, къ чему лукавить"...
И еслибъ нужно -- былъ готовъ
Пролить свою до капли кровь
За эту чистую любовь....
И т.д.
Чтобы Татьяну позабыть,
Но тутъ же долженъ былъ сознаться,
Что онъ не могъ другихъ любить.
Любви-жъ притворной, взгляды, ласки,
Красы порочной гнусный торгъ,--
Всѣ тѣ искусственныя маски.
Безъ желчи видѣть онъ не могъ.
Не могъ ни какъ себя заставить
Забыть Татьяны сладкихъ словъ:
-- "Я васъ люблю, къ чему лукавить"...
И еслибъ нужно -- былъ готовъ
Пролить свою до капли кровь
За эту чистую любовь....
И т.д.
В 1857 году
стихи русского романса «Не брани меня…» попали на глаза профессиональному
композитору Александру Ивановичу Дюбюку, тоже большому оригиналу, который написал
свою музыку к стихам. Она прижилась, срослась со словами и с того времени
началось триумфальное шествие этого романса.
Александр Иванович Дюбюк |
Александр Дюбюк
(1812) был сыном маркиза Бернь-Дюбюка де Бримо, бежавшего от французской
революции и поселившегося в России. О Дюбюке тоже ходили легенды. Например,
такая:
«Ходил он в
стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинявшем и потёртом халате, из
кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок.
Папирос Дюбюк не курил, но зато нюхал табак, следы которого были у него
особенно ясно видны под носом, а также на халате, о который он всегда после
понюшки табака вытирал свои пальцы. <...> По его внешнему виду никак
нельзя было сказать, что он имеет какое-либо отношение к пианизму. Трудно было
себе вообще представить его играющим на фортепиано…».
Но тем не менее,
Дюбюк написал музыку к огромному количеству романсов, о нем вышла книга и может
быть, потому что музыку к романсу написал профессиональный пианист и
композитор, этот русский романс очень любят исполнять оперные певицы, но и исполнители народных песен –
тоже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий