12 февраля 1826 года в поместье
Муравьево Ржевского уезда Тверской губернии в семье капитан-лейтенанта флота в
отставке Павла Давыдова родился сын Алексей — будущий известный конструктор
морского вооружения.
В 1847 году Алексей Павлович окончил Московский
университет и принял решение поступить на службу на Балтийский флот. В 1854
году он разработал проект ударно-механической мины и изготовил ее образец,
успешно прошедший испытания. А в 1855 году он сделал эпохальное открытие:
открыл явление детонации во взрывчатых веществах. Через 12 лет знаменитый швед
Альфред Нобель (учредитель Нобелевской премии), используя открытие Давыдова,
предложил схему капсюля-детонатора на основе гремучей ртути. Новые взрывчатые
вещества, открытие способов их промышленного производства, капсюли-детонаторы и
детонирующий шнур вызвали мировую техническую революцию во взрывном деле.
Изобретательство настолько захватило
Алексея Давыдова, что в 1857 году он подает прошение об отставке и продолжает
работу по усовершенствованию минного оружия. В результате им была изобретена,
изготовлена и успешно испытана первая русская мина электромеханического
действия.
Систему корабельной артиллерии британцы
оценили в 1,5 миллиона рублей
|
Уже через год А.П. Давыдов первым в мире
разработал электроавтоматическую централизованную систему стрельбы корабельной
артиллерии. При этом все настойчивые попытки французских и английских
конструкторов создать подобные приборы не увенчались успехом. В 1870 году
Давыдов представил свое изобретение на рассмотрение комиссии Морского ведомства.
Далее события развивались типично по-русски: шесть лет готовый проект пролежал
в хранилище без малейшего внимания, а сам изобретатель влачил полуголодное
существование.
Британское правительство узнало через
свою агентуру об этом изобретении и его сущности и предложило А.П. Давыдову за
его передачу Англии полтора миллиона рублей, но Алексей Павлович отклонил это
предложение. Морской технический комитет, узнав о предпринимаемых в иностранных
флотах попытках ведения артиллерийского огня с помощью электроавтоматической
системы, все же одобрил изобретенную и успешно испытанную А.П. Давыдовым
систему приборов, и она была принята на вооружение в Российском флоте.
В 1877 году, получив наконец
вознаграждение за изобретения и расплатившись с долгами, Давыдов с энтузиазмом
продолжил усовершенствование системы наводки и стрельбы орудий корабельной
артиллерии. В последующие пять лет он изобрел силовую следящую систему для
автоматической наводки орудия и ряд других приборов.
Испытания давыдовской системы
автоматической наводки корабельных орудий проходили непосредственно во время
боевых действий. Опишем один из таких драматичных эпизодов, цитируя выявленный
нами редкий документ.
Во время Русско-Турецкой войны 1877—1878
годов наиболее удовлетворяющим условиям активной обороны в открытом море
считался пароход «Веста». На нем были произведены необходимые переделки и
приспособления для обращения в активное судно, затем его вооружили и установили
аппарат Давыдова для автоматической сосредоточенной стрельбы. Для управления аппаратом
был назначен член артиллерийского отделения Морского технического комитета
подполковник Чернов. Что затем произошло с пароходом «Веста» во время
крейсерства, лучше всего показать подлинными словами его командира
капитан-лейтенанта Баранова, отрывок из рапорта которого главному командиру
Черноморского флота после боя с турками мы приводим:
«11-го сего июля (1877 года. – М.С.),
находясь в 35 милях от Кюстенджи, имея курс вест-зюйд-вест, в 7 с половиною
часов утра был усмотрен черный дым. Дав машине полный ход, я поворотил и лег на
курс, дабы иметь одновременно возможность бить турецкий броненосец из трех
6-дюймовых мортир и одного 9-фунтового нарезного орудия, могущих действовать
почти на корму. Принимая это положение, я сильно рассчитывал на возможность
командовать ходом над противником, предполагая, что он не может иметь скорость
более 10 или 11 узлов, и потому я рассчитывал, пользуясь аппаратами
автоматической стрельбы Давыдова, или уничтожить его навесным огнем, или
заставить сдаться… Подполковник морской артиллерии Чернов, с неподражаемым
мужеством делавший наблюдение за стрельбой и распоряжавшийся огнем кормовых
орудий, пришел ко мне на мостик, где я стоял у штурвала, и шепотом доложил мне,
что его роль как управляющего индикаторами аппарата Давыдова кончается, что
неприятель так близко приближается к нам, что аппараты эти хотя и действуют
прекрасно, но более помочь нам не могут, так как даже в промежуток полета
нашего снаряда расстояние делается менее и менее. Видя, что неприятель
приближается, снаряды его осыпают шрапнелевой картечью снасти, рангоут,
машинный люк и мостик, я согласился на просьбу подполковника Чернова и поручил
ему вместе с лейтенантом Рожественским попробовать сделать еще сосредоточенный
залп. Два залпа сошлись. Снаряды турецкого броненосца, как кажется по осколкам,
11- и 7-дюймового калибра, ударили нас в корму; был разрушен капитанский
вельбот, затем пробита верхняя палуба, и одна бомба лопнула частью в жилой, а
частью на верхней палубе. Внизу бомба произвела пожар над самой крюйт-камерой,
а на верхней палубе разрыв ее был ужасен; он залил палубу кровью, уничтожил
одну из мортир и, перебивши все проводники Давыдова аппарата, положил на месте
двух артиллерийских офицеров, управлявших действием орудий… Лейтенант же
Рожественский (будущий адмирал, командующий русской эскадрой в Цусимском
сражении. — М.С.), занявши место подполковника Чернова, распоряжался действием
другой мортиры, стоя на возвышении банкета индикатора Давыдова, и благодаря ему
брошенная бомба ударила неприятеля в крышку башни и лопнула внутри амбразуры
большого орудия. На палубе турок произошло сильное замешательство. Затем из
палубы повалил густой пар или дым, а после еще двух-трех наших выстрелов
неприятель стал быстро уходить… Как честный человек, могу сказать одно, что,
кроме меня, исполнявшего свой долг, остальные заслуживают удивления геройству
их и тому достоинству, с которым они показывали пример мужества и необычной
храбрости».
Работы инженера-конструктора А.П.
Давыдова признаны ныне крупнейшим вкладом в оснащение Российского морского
флота и описываются во всех мировых энциклопедиях и справочниках по истории
морского вооружения. Скончался Алексей Павлович в апреле 1904 года в
Кронштадте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий