среда, 6 января 2016 г.

История Рождественского вертепа


Два основных христианских праздника – Рождество и Пасха - словно соревнуются друг с другом: две мистерии - рождественский вертеп и страсти Христовы, два злодея - Ирод и Пилат, два рождения: первое телесное, второе духовное, детство и зрелость,  начало и конец. Пасха – с востока, Рождество - с запада. Сегодня мир празднует Начало, неизменным атрибутом которого является рождественский вертеп. 
Над Вифлеемом ночь застыла.
Я блудную овцу искал.
В пещеру заглянул - и было
виденье между черных скал.
Иосиф, плотник бородатый,
сжимал, как смуглые тиски,
ладони, знавшие когда-то
плоть необструганной доски.
Мария слабая на Чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
(Г. Иванов. В пещере, отрывок. 1924 г)
В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом – в Россию. И, наверное, не случайно в России со словом «вертеп» произошла странная метаморфоза, не в последнюю очередь связанная с отрицательным отношением к театру: скоморошество и актерство в православии никогда не были делом богоугодным.


В русском словаре слово получило два смысла: как пещера и место, где разыгрывались представления на библейско-евангельские события, и как  место разврата и преступления. Театр как раз и считался таким местом разврата, хотя сама театральность уходит корнями в церковное богослужение, разыгрываемое как особая мистерия со своим сценарием, последовательностью, выходами, ролями и хореографией.
Кстати, именно для проведения церковного богослужения в честь Рождества Христова и был сооружен первый  вертеп. Его создал в пещере Греччо  в 1223 году Франциск Ассизский, выстлав пол пещеры соломой, поставив здесь ясли и приведя живых осла и овец. Они изображали событие, случившееся в Рождественскую ночь. В этом месте святой и отслужил мессу.
С тех пор  в Италии каждый год повторялись такие мессы на месте сооружения уличного вертепа. Потом стали изготавливаться переносные вертепы, которые особенно полюбились иезуитам, считавших, что такие представления укрепляют веру. Сегодня изготовление рождественских вертепов в Италии стало одной из самих древних традиций и лучше итальянцев вертепы не делает никто.


Трехэтажный рождественский вертеп
В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров.
Рождественские вертепы вошли в Россию в моду в конце семнадцатого века вместе с открытием в Москве славяно-греко-латинской школы, где учителями были в основном выходцы из Украины, приглашенные Федором Михайловичем Ртищевым.
Такая же метаморфоза, как и с вертепом, случилась в русском языке со словом «злачный»: в светском сознании злачное - это место, где происходят преступления или что-то нехорошее.  А в церковно-славянском языке оно означает сытное, хлебное место, от слова «злак», место, где нет забот, место покоя.

В такое место вселяются праведники, а отнюдь не разбойники. Поэтому при отпевании усопшего в молитве, обращаясь к Богу, просят:
«Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего, [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».
На Украине, особенно в западной ее части, рождественские представления в маленьких вертепах уже давно стали частью Рождественских святок. С вертепом в прежние времена ходили по деревням семинаристы из бурсы и Киевской Духовной Академии. Они разыгрывали маленькие сценки на рождественские сюжеты, попутно пополняя свои карманы.
Обязательными героями рождественских представлений были Мария, Иосиф, Младенец, волхвы, пастухи, Ирод, воины и Рахиль. Один и тот же сюжет повторялся из года в год, все его знали наизусть, но каждый раз он воспринимался как новый, веселя и радуя всех, независимо от возраста и положения.


Двухэтажный рождественский вертеп
Позднее вертепные театральные представления стали разыгрываться на двух этажах. Верхний олицетворял небо, пещеру, хлев и в нем разыгрывались соответствующие действия. Нижний этаж олицетворял землю, царский дворец, в котором совершалось убийство Ирода. Потом появился третий этаж – для ада, откуда выскакивал черт и куда низвергался Ирод.
Двух- и трехэтажные вертепы позволяли разыгрывать после евангельского спектакля комические сценки из народной жизни, которые в каждом селении были своими. Смешение сакрального и профанного придавало рождественскому представлению особую прелесть.
В России сегодня после настороженного отношения православия к западным традициям, запрета празднования Рождества в советское время, все большего проникновения в нашу реальность католических и протестантских  праздников, рождественский вертеп снова вернулся, и не только в храмы, но и в дома.


Его делают дети в  воскресных школах, в нем разыгрываются рождественские спектакли на детских утренниках, им украшают церковные дворы  и храмовые помещения, дома и коттеджи. Храму, где я служила, лет пять назад подарил настоящий рождественский вертеп итальянец, женившийся на русской.
Он тогда принял православие, а в подарок и в знак благодарности привез из Италии на Рождество замечательный вертеп, итальянский, каких в России не делают и каких никогда прежде не видела. Теперь он всегда выставляется в храме на Рождество.
Но чаще все-таки в православных храмах  встречается русский аналог итальянского вертепа. Он делается из еловых веток, под которыми ставится иконка Рождества Христова, а также кладутся фигурки пастухов и волхвов. Это напоминает маленькую пещерку, где родился Богочеловек.

Итальянская мастерская по изготовлению рождественских вертепов
Традиции изготовления вертепов существуют практически во всех странах с христианскими корнями. Их делают из песка и снега, из бумаги и картона, из дерева и соломы, мрамора и гранита. Большие вертепы – для храмов, маленькие - для домашних украшений.
Вертепы поражают своим разнообразием и красотой. Одно-, двух- и трехэтажные, богатые и самые простые, с фигурками, которые можно купить на любом рынке. Для них шьют специальные костюмы и платья, раскрашивают лица и делают домики, отражающие местные особенности. Дома - с настоящими огоньками. Природа каждого вертепа – это тоже уже не только Вифлеем.
Каждый дом украшается таким рождественским вертепом. Он готовится заранее, но фигурки выставляются в вертеп  только в ночь на Рождество. Постепенно традиция украшать дома не только елочкой, но и вертепами, приходит и в Россию. В первую очередь - в богатые коттеджи новых русских, которые привезли западную традицию украшения домов рождественскими вертепами и рождественскими  венками. Да и  Рождество все чаще начинают праздновать 25 декабря, по западному календарю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий