Два основных христианских
праздника – Рождество и Пасха - словно соревнуются друг с другом: две мистерии
- рождественский вертеп и страсти Христовы, два злодея - Ирод и Пилат, два
рождения: первое телесное, второе духовное, детство и зрелость, начало и конец. Пасха – с востока, Рождество
- с запада. Сегодня мир празднует Начало, неизменным атрибутом которого
является рождественский вертеп.
Над Вифлеемом ночь застыла.
Я блудную овцу искал.
В пещеру заглянул - и было
виденье между черных скал.
Иосиф, плотник бородатый,
сжимал, как смуглые тиски,
ладони, знавшие когда-то
плоть необструганной доски.
Мария слабая на Чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
(Г. Иванов. В пещере,
отрывок. 1924 г)
В русской православной
традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе,
откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом – в Россию. И,
наверное, не случайно в России со словом «вертеп» произошла странная
метаморфоза, не в последнюю очередь связанная с отрицательным отношением к
театру: скоморошество и актерство в православии никогда не были делом
богоугодным.
В русском словаре слово
получило два смысла: как пещера и место, где разыгрывались представления на
библейско-евангельские события, и как
место разврата и преступления. Театр как раз и считался таким местом
разврата, хотя сама театральность уходит корнями в церковное богослужение,
разыгрываемое как особая мистерия со своим сценарием, последовательностью,
выходами, ролями и хореографией.
Кстати, именно для
проведения церковного богослужения в честь Рождества Христова и был сооружен
первый вертеп. Его создал в пещере
Греччо в 1223 году Франциск Ассизский,
выстлав пол пещеры соломой, поставив здесь ясли и приведя живых осла и овец. Они
изображали событие, случившееся в Рождественскую ночь. В этом месте святой и
отслужил мессу.
С тех пор в Италии каждый год повторялись такие мессы
на месте сооружения уличного вертепа. Потом стали изготавливаться переносные вертепы,
которые особенно полюбились иезуитам, считавших, что такие представления
укрепляют веру. Сегодня изготовление рождественских вертепов в Италии стало
одной из самих древних традиций и лучше итальянцев вертепы не делает никто.
Трехэтажный рождественский вертеп |
В России впервые
театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом
царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием
приглашавшего актеров.
Рождественские вертепы
вошли в Россию в моду в конце семнадцатого века вместе с открытием в Москве
славяно-греко-латинской школы, где учителями были в основном выходцы из
Украины, приглашенные Федором Михайловичем Ртищевым.
Такая же метаморфоза, как
и с вертепом, случилась в русском языке со словом «злачный»: в светском
сознании злачное - это место, где происходят преступления или что-то
нехорошее. А в церковно-славянском языке
оно означает сытное, хлебное место, от слова «злак», место, где нет забот,
место покоя.
В такое место вселяются
праведники, а отнюдь не разбойники. Поэтому при отпевании усопшего в молитве,
обращаясь к Богу, просят:
«Сам, Господи, упокой
душу усопшаго раба Твоего, [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте
покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».
На Украине, особенно в
западной ее части, рождественские представления в маленьких вертепах уже давно стали
частью Рождественских святок. С вертепом в прежние времена ходили по деревням
семинаристы из бурсы и Киевской Духовной Академии. Они разыгрывали маленькие
сценки на рождественские сюжеты, попутно пополняя свои карманы.
Обязательными героями
рождественских представлений были Мария, Иосиф, Младенец, волхвы, пастухи,
Ирод, воины и Рахиль. Один и тот же сюжет повторялся из года в год, все его
знали наизусть, но каждый раз он воспринимался как новый, веселя и радуя всех,
независимо от возраста и положения.
Двухэтажный рождественский вертеп |
Позднее вертепные
театральные представления стали разыгрываться на двух этажах. Верхний
олицетворял небо, пещеру, хлев и в нем разыгрывались соответствующие действия.
Нижний этаж олицетворял землю, царский дворец, в котором совершалось убийство
Ирода. Потом появился третий этаж – для ада, откуда выскакивал черт и куда
низвергался Ирод.
Двух- и трехэтажные
вертепы позволяли разыгрывать после евангельского спектакля комические сценки
из народной жизни, которые в каждом селении были своими. Смешение сакрального и
профанного придавало рождественскому представлению особую прелесть.
В России сегодня после
настороженного отношения православия к западным традициям, запрета празднования
Рождества в советское время, все большего проникновения в нашу реальность
католических и протестантских
праздников, рождественский вертеп снова вернулся, и не только в храмы,
но и в дома.
Его делают дети в воскресных школах, в нем разыгрываются
рождественские спектакли на детских утренниках, им украшают церковные
дворы и храмовые помещения, дома и
коттеджи. Храму, где я служила, лет пять назад подарил настоящий рождественский
вертеп итальянец, женившийся на русской.
Он тогда принял
православие, а в подарок и в знак благодарности привез из Италии на Рождество
замечательный вертеп, итальянский, каких в России не делают и каких никогда
прежде не видела. Теперь он всегда выставляется в храме на Рождество.
Но чаще все-таки в
православных храмах встречается русский
аналог итальянского вертепа. Он делается из еловых веток, под которыми ставится
иконка Рождества Христова, а также кладутся фигурки пастухов и волхвов. Это напоминает
маленькую пещерку, где родился Богочеловек.
Итальянская мастерская по изготовлению рождественских вертепов |
Традиции изготовления
вертепов существуют практически во всех странах с христианскими корнями. Их
делают из песка и снега, из бумаги и картона, из дерева и соломы, мрамора и
гранита. Большие вертепы – для храмов, маленькие - для домашних украшений.
Вертепы поражают своим
разнообразием и красотой. Одно-, двух- и трехэтажные, богатые и самые простые,
с фигурками, которые можно купить на любом рынке. Для них шьют специальные
костюмы и платья, раскрашивают лица и делают домики, отражающие местные
особенности. Дома - с настоящими огоньками. Природа каждого вертепа – это тоже
уже не только Вифлеем.
Каждый дом украшается
таким рождественским вертепом. Он готовится заранее, но фигурки выставляются в
вертеп только в ночь на Рождество.
Постепенно традиция украшать дома не только елочкой, но и вертепами, приходит и
в Россию. В первую очередь - в богатые коттеджи новых русских, которые привезли
западную традицию украшения домов рождественскими вертепами и
рождественскими венками. Да и Рождество все чаще начинают праздновать 25
декабря, по западному календарю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий