В.И. Волков (1921 – 2014) – народный
художник Российской Федерации, член Союза художников России с 1960 года,
почетный гражданин города Твери, председатель правления Калининского
товарищества художников (1949-1951), председатель правления Калининского
отделения Художественного фонда РСФСР (1953-1963), председатель правления
Калининской организации Союза художников РСФСР (1974-1982), делегат ряда
съездов Союза художников РСФСР и СССР. Он – участник Великой Отечественной
войны, награжден медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд»,
«Традиция. Духовность. Мастерство».
Родился Василий Иванович Волков 6 января 1921 года в селе Агарково
Ржевского уезда. Однако судьба связала его еще в далекие довоенные годы детства
и ранней юности с Калинином. Здесь будущий художник с увлечением занимался в
художественных студиях: сначала в школьной студии при Доме художественного
воспитания детей, затем в студии Н.Я. Борисова - художника с академическим образованием,
ученика И.Е. Репина. Уже тогда, в 1938 году, холсты начинающего живописца
Василия Волкова были отмечены московскими художниками, известными мастерами
живописи, приехавшими в Дом учителя (среди них – И.Э. Грабарь, В.Н. Бакшеев,
А.А. Осмеркин, Г.Г. Нисский).
После окончания средней школы Волков
мечтал об учебе в Ленинградской Академии художеств, но успел лишь немного
поработать в 1939 г. художником-оформителем управления городского сада в
Калинине, как в том же 1939 году его призвали в армию, а затем началась война.
Василий Иванович – представитель того поколения советских художников, на чьи
еще совсем молодые плечи легло участие в одной из самых тяжелых и самых
героических войн – Великой Отечественной. Только в 1946 г. вернулся в город
Калинин молодой комсорг батальона, старшина Волков. Родные места лежали в
развалинах, и уже не было возможности ехать учиться в художественные училища и
институты.
Вернувшиеся с фронта художники начали
собираться у замечательного калининского художника, одаренного пейзажиста
Константина Сергеевича Первухина. В его гостеприимном доме они с увлечением
писали, рисовали, с ним ходили на этюды.
С 1946 года В.И. Волков начал работать в
товариществе «Калининский художник». Неоднократно выезжал в дома творчества
Союза художников СССР и РСФСР. Неоценимую роль в его росте и воспитании как
художника сыграла Академическая дача им. И.Е. Репина. Именно здесь он прошел
свою главную художественную школу на занятиях в «потоках» и в творческом
общении с товарищами-художниками. Здесь В.И. Волков вырос в художника не только
профессионально грамотного, но и самобытного. Дарование его определилось как
пейзажное, хотя обращался он и к жанру, и к политическому плакату, к книжной
иллюстрации, к эстампу и монотипии.
Пейзажист Волков имеет ярко выраженные интересы. Его привлекает сельский лирический пейзаж, памятные места области. Весьма заметное место в творческой биографии художника занимает городской пейзаж.
Пейзажист Волков имеет ярко выраженные интересы. Его привлекает сельский лирический пейзаж, памятные места области. Весьма заметное место в творческой биографии художника занимает городской пейзаж.
"Тверской проспект", 1974 г. |
Волков любит и понимает город. Умеет найти в нем не только живописные мотивы,
но и раскрыть «душу города», услышать пульс его жизни. К лучшим произведениям
художника принадлежит «Тверской проспект» (1974, собрание ТОКГ). Он
неоднократно варьировал этот мотив из-за его красоты и характерности для
города. И омытый веселым летним ливнем, со сверкающим мокрым асфальтом, и в
солнечный день, со звенящими трамваями, со спешащей оживленной толпой
пешеходов, - Тверской проспект у Волкова неизменно полон жизни, движения, он –
сердце города, его центр, где новое и старое сосуществует в едином ансамбле.
Проникновение в гармонию сельской природы, поэзия среднерусской полосы
определяют многие лирические полотна В.И. Волкова. Пейзажи Верхневолжья в
работах художника всегда оптимистичны, радостны, возвышены.
"Исток Волги",1963 г. |
Визитной карточкой Тверского края стало
замечательное полотно мастера, посвященное святыне русской земли – великой реке
Волге. Эта работа получила название по ее сюжету – «Исток Волги» (1963,
собрание ТОКГ). В глубине ольховой и рябиновой чащи, в тишине густых и высоких
зарослей трав и камышей, над зеркальной гладью воды стоит деревянная часовенка,
укрывающая исток Волги. Василий Иванович работал над картиной в течение трех
лет, написал много этюдов. Работа принесла успех. На зональной выставке
«Большая Волга» (1964) в Куйбышеве (ныне Самара) «Исток Волги» Волкова открыл
экспозицию произведений мастеров Поволжья.
Созданные Волковым образы родного края,
- поэтически воспетые, обласканные сыновней любовью, ярко самобытные, без
пестроты красочные, тонкие по настроению, светлые по мироощущению, - идут от
лучших традиций русской пейзажной школы.
С 1946 г. Волков – непременный участник
областных, многих групповых выставок произведений калининских художников. К
1949 году относится его первое участие в республиканской художественной
выставке. Позднее произведения В.И. Волкова экспонировались на многих
зональных, межобластных, ряде республиканских и на всесоюзных художественных
выставках.
Наряду с живописным даром и большой
работоспособностью в художнике обнаружились незаурядный талант организатора и
некая деликатность характера, позволившие ему многие годы успешно руководить
таким непростым коллективом – Тверским отделением Союза российских художников и
правлением художественного фонда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий