Не так уж много есть не белом свете
совершенных мелодий. Столь прекрасных, что они знакомы практически всем. Совсем
невероятно, когда подобные мелодии пишутся разными людьми, и даже на разный
текст. Общее – только название, тема, образ. Это уже само по себе – загадка.
Мадонна с младенцем. Таддео ди Бартоло (Авиньон, 1400) |
Итак, радуйся, Мария! Изначально –
приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения. В католической
традиции – Ave Maria, в православной – «Песни Пресвятой Богородице»
(«Богородице дева, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к
ней только добавляются отдельные слова.
Áve, María, grátia pléna; Dóminus técum:
benedícta tu in muliéribus, et benedíctus frúctus véntris túi, Iésus – так она
звучит на латыни.
Θεοτόκε Παρθένε, χαῖρε, κεχαριτωμένη
Μαρία, – так она звучит по-гречески.
Эта молитва переведена на большинство
языков, звучит и в англиканской, и в лютеранской церкви, и в грекокатолической.
В православных церквях мы слышим следующие слова:
Богородице дѣво, радѹйсѧ, Благодатнаѧ
Марїе, Господь съ тобою: благословена Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева
Твоегω.
Но речь в дальнейшем пойдет не о
молитве. На текст молитвы написано несколько десятков произведений. Но ни одна
из тех песен, о которых пойдет речь и которые можно послушать в роликах ниже,
не является молитвой. Это просто гениальная музыка, часть которой связана с известными
словами, а другая – нет. Это просто гениальная музыка, но авторство последней
мелодии было подвергнуто сомнению. А выводы привели в СССР.
Самые потрясающие примеры мелодий «Аве
Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известны «Ave
Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини (но не Каччини).
«Ave Maria» Баха-Гуно. Один из самых
известных и фундаментальных трудов И.С. Баха – двухтомный «Хорошо
темперированный клавир». Прелюдии и фуги из него музыканты играют с детства и
всю жизнь. Самая первая прелюдия, открывающая весь цикл, на первый взгляд –
просто кажущийся удивительно простеньким до-мажорный наигрыш. На второй и
последующий взгляды так уже не кажется – прелюдия завораживает.
Через полтора столетия французский
композитор Шарль Гуно (известный нам по опере «Фауст» с его «Люди гибнут за
металл!») написал к прелюдии мелодию. Просто наложил на баховскую музыкальную
ткань свою мелодию. Музыка зажила своей жизнью и является одной из самых часто
записываемых и исполняемых в мире. Но сейчас, если ее поют, а не исполняют в
одном из многочисленных инструментальных вариантов, то снова звучит латинский
текст.
«Ave Maria» Шуберта. Эта не менее
гениальная и не менее известная песня. А вот с молитвой не связана вообще! И
изначально называлась – «Третья песня Эллен». Правда, первые два слова – то
есть обращение, были сохранены («Ave Maria! Maiden mild! Listen to a maiden's
prayer!»). Текст в поэме Вальтера Скотта был английским и относился к кельтской
Владычице Озера.
Произведение В. Скотта «Дева Озера» было
переведено на немецкий язык Адамом Сторком, и этим текстом уже воспользовался
Франц Шуберт («Ave Maria! Jungfrau mild»). Точнее, Шуберт хотел, чтобы его
песня звучала и по-английски, и по-немецки – чтобы пели и на родине, и в
Англии. Вполне понятное пожелание немецкого композитора, осознающего свою
гениальность, но жившего в страшной нищете. А мы часто слышим песню и
по-русски, это перевод А. Плещеева:
Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем...
И сейчас повсеместно звучит эта
романтическая песня Шуберта. Во всех вариантах, и с латинским тоже, чего сам
композитор совершенно не предполагал…
Самая загадочная история – еще с одним
знаменитым произведением.
«Ave Maria» – эта прекраснейшая музыка
появилась в 1970 году и моментально разошлась по миру. Авторство впоследствии
было указано – малоизвестный итальянский композитор Джулио Каччини (1551–1618
годы), один из зачинателей жанра оперы.
Понадобилось несколько десятилетий
изысканий энтузиастов и экспертиз профессионалов в лютневой музыке, чтобы прийти
к интереснейшему выводу: автором этой знаменитой «Ave Maria» является …
советский гитарист и лютнист В.Ф. Вавилов (5 мая 1925 – 11 марта 1973,
Ленинград). Питерский парень из рабочей семьи, воевавший в Великую
Отечественную войну, посвятивший жизнь музыке.
В. Вавилов (Фото: Lute88 , ru.wikipedia.org) |
Но спросить уже было некого. В. Вавилов
к этому времени уже умер. Он прожил недолго (не дожил до 48 лет), совсем
небогато. Выступал в гитарном дуэте, записал две пластинки. На данный момент
считается доказанным, что он является не только исполнителем, но и автором
большинства мелодий, ставших международными хитами.
Сейчас Владимира Федоровича Вавилова
называют гениальным мистификатором. Но, похоже, мы в очередной раз не заметили
гениального композитора…
Автор
Галя Константинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий