"ОКТЯБРЬ" - независимый литературно-художественный журнал. Издается с
мая 1924 г. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов,
А.Фадеев.
В журнале публиковались
Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар,
Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин.
С первых же номеров
журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л.
Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, Г. Манна.
Постоянные рубрики
журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и критика» (Музей литературных вещей,
Близко к тексту, Литчасть, Киноповод, Книжный агент) и др.
Журнал всегда открыт для
талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет
свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории
и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего
Отечества.
В настоящее время
"Октябрь" является одним из ведущих русских толстых литературных
журналов, имеет либеральную направленность.
Обращаем внимание
читателей на некоторые публикации журнала за первое полугодие 2015 года. Более
подробно ознакомиться с журналом можно в Абонементе для взрослых нашей
библиотеки, а также на официальном сайте
журнала
«Октябрь», №1 - 2015
Андрей Геласимов. Холод. Роман
Когда всемирно известный
скандальный режиссер Филиппов решает вернуться из Европы на родину, в далекий
северный город, он и не подозревает, что на уютном "Боинге" летит
прямиком в катастрофу: в городе начались веерные отключения электричества и
отопления. Люди гибнут от страшного Холода, а те, кому удается выжить, делают
это любой ценой. Изнеженному, потерявшему смысл жизни Филе приходится в срочном
порядке пересмотреть свои взгляды на жизнь и совершить подвиг, на который ни
он, ни кто-либо вокруг уже и не рассчитывал.
Герой романа приехал по
личному делу, которым надеялся обрубить путь в прошлое, но удержан в городе
детства народной бедой. Из мира, где его все узнают, сошел в мир, где каждый
его сможет тронуть, потащить и бросить. Индивидуальность становится анонимом,
чтобы заново выбрать, кем быть.
Даниэль Орлов. Банька по-черному. Повесть
Крестьянский сын,
выручающий петербургский университет, – повесть просвечивает сказкой про удалого
мастера, поднявшего и карельский хутор, куда студенты-геофизики выезжают на практику,
и дух факультета, переживавшего не лучшие новые времена. О том, что герой – еще
и доцент, забываешь скоро, учась у него материальным, ручным скрепам жизни,
вроде: наносить воды, обиходить маленькую старую баньку, поглядеть на незваного
гостя так, чтоб пистолет выронил, и, решив, наконец, что все тревоги и
сожаления – наносное, запоминать мир таким, как в юности – сотворенным «для
любви и подвига».
Об авторе. Даниэль Орлов – прозаик. Окончил СПбГУ, геофизик по
образованию. Автор четырех книг прозы и многочисленных журнальных публикаций.
Роман «Саша слышит самолеты» в 2014 году вошел в лонг-лист премии «Ясная
Поляна».
«Октябрь», №2 - 2015
Сухбат Афлатуни. Поклонение волхвов. Роман. Книга третья.
Действие романа
начинается с мистической линии. Зачином к основному повествованию служит религиозный
погром, произошедший в Вифлееме 19 октября 1847 года, и похищение из пещеры Рождественского
собора Серебряной звезды, указующей место Рождества Христова, звезды, символизирующей
звезду Вифлеемскую. Охота на тайную силу Звезды красной нитью пронизывает все
последующие события. Вторая линия - это события русской истории середины XIX
века. Большие исторические события государственного масштаба показаны в
проекции частной судьбы молодого дворянина Николеньки и его семьи. Дело
петрашевцев здесь играет ведущую роль. Ссылка Николеньки в Среднюю Азию
переносит действие романа на дикие просторы азиатских степей. Финал романа завершает
лишь одну его сюжетную линию - Николенька спасен и обретен вновь своей семьей.
Но история Звезды не закончена.
Заключительная часть
трилогии венчает совершенное нами вслед за автором путешествие во времени и
пространстве: от петрашевцев до семидесятников, от Петербурга до Японии. Роман,
сочетающий признаки ролевой игры, эпической поэмы, оккультного детектива,
обладает двойным измерением. Мистический сюжет о поисках Вифлеемской звезды
разворачивается на фоне истории освоения русскими Азии. Решающие события
трилогии локализуются в советском Ташкенте, где мы встретим не только потомков
главных героев двух предыдущих книг, но и откроем новый план повествования.
Если раньше были сомнения, что в романе считать художественным поводом, а что
настоящей целью повествования, то в третьей части эпос, кажется, окончательно
преобразуется в вселенскую мистерию.
Первую и вторую части
романа читайте в «Октябре» №№ 1-2 за 2010 год и №№ 4-5 за 2012 год.
Об авторе: Сухбат Афлатуни родился в 1971 году в Узбекистане.
Окончил философский факультет Ташкентского университета, кандидат философских
наук, публиковал статьи и эссе. Поэт, прозаик, переводчик, критик, эссеист.
Лауреат премии журнала «Октябрь» (2004), Русской премии (2005) и премии
«Триумф» (2006).
Анна Матвеева. Взятие Бастилии. Повесть.
Эффектный стык бульварной
мечты и реалистичной мысли – героиня Анны Матвеевой проживает две параллельных
жизни: воображает себя исполнительницей главной партии в придумываемой на ходу
оперы, а в реальности компенсирует немудреными радостями утрату голоса. Замысел
воплощен с точностью одновременно психологической и литературной: забавно и
трогательно наблюдать, как простые приметы жизни преображаются в кичевые знаки
успеха, а душевная стесненность оборачивается вольностью мечты.
Об авторе: Анна Матвеева – прозаик, автор книг «Перевал
Дятлова», «Подожди, я умру – и приду», «Девять девяностых» и др. Финалист
премии «Большая книга» (2013). С книгой «Девять девяностых» второй раз вошла в
список финалистов «Большой книги»-2015. Она единственная из всех участников –
автор рассказов, а не большого романа.
Евгений Попов. Прощание с Родиной. Сочинение о ностальгии.
Памяти шестидесятников.
«Серийный персонаж» Евгения Попова писатель Гдов
замечателен, помимо шестидесятнической бескомпромиссности и прикида, о котором
давно вышло из моды мечтать, еще и способностью, погрузившись в глубокие
раздумья, доныривать до таких сюжетов, о которых и автор его вроде бы не
помышлял. И вот, скажем, стоя в почетном карауле у гроба коллеги и
несостоявшейся покровительницы, Гдов припоминает удивительные легенды
Центрального Дома литераторов, из которых складывается причудливая история
эпохи, наполнявшей мельчайшие события в этом Доме политическим смыслом, жизнь
штатного литератора – общественным значением, а сердце героя – тоской человека,
пережившего свою Родину, как музыкант свой рок-н-ролл.
Елена Погорелая. Ностальгия по настоящему.
(Ксения Букша. «Завод
“Свобода”»).
Критическая статья о романе
Ксении Букша, который является финалистом премий «Большая книга»-2015 и «Москва – Пенне»,
лонг-листером «Русского Букера», победителем «Нацбеста».
«Октябрь», №3 - 2015
Андрей Волос. Путешествие в Герат. Повесть.
Повесть – самостоятельная
глава из готовящегося романа Андрея Волоса «Должник».
Молодой герой странствует
по горам и кишлакам Афганистана с почтенным проводником и коровой. Путь не
имеет начала и конца, пролегает вне времени, которое целиком вытекает из
реальности в мир сновидений. Герой мечется между вещими ночными кошмарами, где
время владеет им, а он получает власть ворошить с отрядом чуждую ему землю, и
отвлеченными дневными размышлениями о судьбе сущего. Напряжение растет, образы
ночи и дня отзываются друг другу, и бесцельное странствие обретает черты обряда
очищения, искупления смутно прозреваемой вины.
Сухбат Афлатуни. Поклонение волхвов. Роман. (Окончание)
Первую и вторую части
романа читайте в «Октябре» №№ 1-2 за 2010 год и №№ 4-5 за 2012 год, начало
заключительной части – в прошлом номере.
Хотя Сухбат Афлатуни и
считает, что сейчас исторический роман невозможен, так как современная проза,
"сосредоточена на ландшафте, а не на историческом событии", но его
роман, все же, исторический, замешанный на исторической реальности, с задокументированными
в истории фигурами, переплетенными в метафорическом пространстве повествования.
В представленной второй части романа, может быть, слишком много мистики: тут и
вычурные прожекты Николая Первого, и фантазмы фельдшера Казадупова, и секта
«волхвов», и явление нового Тамерлана, – целый мешок с чудесами. Главные герои
один за другим бесследно исчезают в киргизской степи, сюжетные линии то скручиваются
в клубок, то расходятся и иссякают. Несмотря на это, «Поклонение волхвов» –
очень грамотная, умная и изящная историческая фантазия, которую можно
рекомендовать всем читателям.
В третьем номере журнала открывается
новая рубрика «Музей литературных вещей»,
которую будет вести Дмитрий Бак. В этой рубрике будут «регулярно публиковаться
не только ранее неизвестные литературные первоисточники – мемуары и дневники,
письма, стихи, фрагменты прозы, – но также очерки и эссе о разнообразных интереснейших
материалах, хранящихся в музейных фондах». Публикации будут посвящены «не
только рукописям и документам, но и книгам, картинам, плакатам, гравюрам, музейным
интерьерам, аудиозаписям, личным вещам литераторов».
Координировать и
постоянно вести рубрику будет лично Дмитрий Бак, однако у каждого материала
будет и свой автор и публикатор.
Первый выпуск рубрики, подготовленный
и откомментированный научным сотрудником отдела ГЛМ «Дом-музей М.М.
Пришвина» Яной Гришиной, посвящен дневникам Пришвина – летописи ХХ века, первые
главы которой появились на страницах журнала «Октябрь» в конце 1980-х годов. Собрание
дневников Пришвина, издаваемое с 1991 года, насчитывает сейчас 16 томов.
Михаил Пришвин. Дневники. 1950 год. ( Из фонда Гослитмузея)
«Октябрь», № 4 - 2015
Алиса Ганиева. Жених и невеста. Роман
Молодые герои, почти
ровесники автора, хотят жить и любить свободно. Но знаменитый вольный дух
Кавказа ограничивают новомодные религиозные веяния, а быт наполнился
раздражающими «западными» условностями. Чувства персонажей подвергаются самым
неожиданным испытаниям… «Почему тебе уже 25, а ты еще не замужем?» - пристают к
героине советчики. «Найдешь невесту к заданной дате, зал уже забронирован» –
наказывают герою обеспокоенные родители. Свадьба на Кавказе – дело
ответственное, самое важное. А тут еще вмешиваются гадалки и узники, сплетницы
и любопытные, фанатики и атеисты. Реальность мешается с суеверием, поэзия жизни
– с прозой, а женихи - с невестами. И вся эта феерия разворачивается в лишившемся
корней современном поселке в прикаспийских солончаках. (Алиса Ганиева)
Об авторе. Алиса Ганиева – молодой, но уже очень известный
прозаик и эссеист. Ее первая повесть «Салам тебе, Далгат» удостоилась премии
«Дебют», (2009) и «Триумф» (2010). Роман «Праздничная гора», рассказ «Шайтаны»
и очерки из дагестанской жизни покорили читателей сочностью описаний и экзотическими
подробностями.
Леонид Юзефович. Зимняя дорога.
Документальный роман. Генерал
А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923.
Новая книга Леонида
Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России —
героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в
1922–1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал
много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого
захватывающего повествования — две неординарные исторические фигуры: белый генерал,
правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий
писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди
якутских снегов, история их жизни, любви и смерти.
Карта боевого похода
«белого» генерала и «красного» командира в Якутию в начале двадцатых годов
прошлого века обращается для читателя в рисунок судьбы, исторические документы
вплетаются в бесконечные письмена жизни, приобщающие читателя к архиву
бесценного человеческого опыта.
Об авторе. Леонид Юзефович –
писатель, историк; лауреат премий «БОЛЬШАЯ КНИГА» («Журавли и карлики») и
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР» («Князь ветра»); автор книг о сыщике Иване Путилине и
биограф «самодержца пустыни» барона Унгерна.
«Октябрь», №5 – 2015
Илья Бояшов. Джаз
Роман-калейдоскоп из
моментов одного октябрьского дня 1967 года, сополагающий покорение космоса и
эскапизм ботаника, самопожертвование монахини и расправу варваров над
мудрецами, экспедиции в подсознание и на луну, реабилитацию писателя-лагерника
и гибель романтика революции…
Под пером автора роман
рассыпается на фрагменты, иерархия исторических событий ломается, утрамбованная
цельность прошлого расслаивается – но именно в этом расслоении, расторжении логических
связей, подрыве сложившихся оценок рождается новая гармония, музыкальная
сочетаемость и стройность того, что казалось информационным хаосом.
Об авторе. Илья Бояшов родился в 1961 году в Ленинграде. Окончил
исторический факультет педагогического института им. Герцена. Долгое время преподавал
в Нахимовском военно-морском училище. Автор десяти книг. По повести «Танкист,
или Белый тигр» в 2012 году режиссером Кареном Шахназаровым был снят фильм.
Леонид Юзефович. Зимняя дорога. (Продолжение).
Документальный роман. Генерал
А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923.
Кульминация
документального эпоса о якутском походе белого генерала А.Н. Пепеляева и
красного командира И.Я.Строда – многодневная осада Сасыл-Сысы, Илиада во льдах.
Посланцы гражданской войны сталкиваются, как троянцы и греки, у стен, выложенных
телами их павших товарищей, удерживая друг друга в магическом круге войны,
свершая волю богов. Селение из пяти юрт, затерянное в морозной пустыне, в
романе Юзефовича становится цитаделью мифа, рассказывающего вечную историю о
жизни и смерти в обстоятельствах края света и края века.
Гузель Яхина. Винтовка. Рассказ.
Юная медсестра пересекает
поле боя, выручая раненых, но сюжет рассказа – не в увиденных ею крупных планах
войны, а в том переключении плана крупного на план общий, войны личной – на
войну в историческом измерении: в наползании на человека махины войны,
перемалывающей личный выбор и малые дела добра.
Об авторе. Гузель
Яхина – родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков
КГПУ. С 1999 года живет в Москве; публиковалась в журналах «Нева» и «Сибирские
огни»; студентка Московской школы кино (сценарный факультет). Роман «Зулейха отрывает глаза» является финалистом
«Большой книги»-2015.
Рубрика «Музей литературных вещей»
Эрнест Орлов. «Разбойники пера и мошенники печати».
В новой рубрике публикаций
из фондов Государственного литературного музея – исследование о «малой прессе»
в восприятии А.П. Чехова и литераторов его круга. Автор – заместитель директора
по научной работе Государственного литературного музея, заведующий отделом
«Дом-музей А.П. Чехова» – рассказывает «о литературном фоне и литературном быте
конца XIX века», приближая нас «к решению вопроса о том, как из Антоши Чехонте вырос
А.П. Чехов».
«Октябрь», №6 - 2015
Леонид Юзефович. Зимняя дорога. (окончание).
Документальный роман. Генерал
А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923.
«Вернувшись в Иркутск,
Строд узнал две новости. Первая: за ликвидацию банды Донского он представлен к
награждению третьим орденом Красного Знамени. Вторая: ему предстоит выехать в
Читу, чтобы выступить свидетелем на судебном процессе Пепеляева и его ближайших
соратников».
В рубрике «ПРОЗА и Поэзия»
предлагаются повесть Алексея Лукьянова «Миленький», рассказы Ирины Васильковой,
Бесо Хведелидзе, Олега Хафизова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий