Вероника
Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1911 (2015?) года в Казани в семье
профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены,
Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов
в Москве. Профессор Тушнов был на несколько лет старше своей избранницы и в
семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или
ужина.
Вероника,
черноглазая, задумчивая девочка, писавшая стихи с детства, но прятавшая их от
отца, согласно его же непререкаемому "желанию" сразу после окончания
школы поступила в Ленинградский медицинский институт (семья профессора к тому
времени обосновалась там).
Вероника
Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла
истязать свою душу: ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое
вдохновение не покидало.
В начале
лета 1941 года Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени
М.Горького: ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией
вроде бы начинает сбываться.
Но учиться
не пришлось. Началась война. Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался.
Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа.
Кстати,
семейная, личная жизнь Вероники Тушновой - это еще одна загадка для ценителей
ее творчества, для литературоведов. Все скрыто за семью печатями тайн семейного
архива, многое не сохранилось, утерялось, о многом - умалчивается....
Используя
свои медицинские познания, Тушнова почти все годы войны проработала в
госпиталях врачом, - их ведь не хватало катастрофически! - выхаживала раненых:
работа тяжелая, часто и неблагодарная, не оставляющая, казалось бы, времени для
"возни" с капризными рядами поэтических строчек. Но Тушнова во время
ночных дежурств умудрялась, при свете затененных ламп, прислушиваясь к сонному
дыханию и стонам больных, все время чиркать что-то в тетради. Ее так и звали
ласково: "доктор с тетрадкой".
Я за годы войны
Побывала во всех городах,
Потому что вот тот
Из Тбилиси, а тот из Орла,
Потому что у этого мать
В Бухаре умерла.
Кто-то пишет в Москву,
У кого-то в Армении дочь.
И чужую тоску
Я баюкала каждую ночь.
В 1945 году
вышли из печати ее поэтические опыты, которые она так и назвала "Первая
книга". Это был сравнительно поздний дебют - Веронике Михайловне было уже
29 лет - и прошел он как-то незаметно, тихо....
Вероятно, в
год Победы и всеобщего ликования нужно было писать что-то фанфарное, парадное..
Тушнова не умела этого делать никогда. Ей сразу и всегда - замечу особо! - была
присуща своя нота чистой, пронзительной грусти, элегичности, что ли, то, что
лихие "проработчики" от Союза Писателей тут же назвали
"пресловутой камерностью", "перепевами надуманных переживаний в
духе "салонных" стихов Ахматовой". Знакомые слова, не правда ли?
И более того, знакомое отношение к поэзии: отношение отрицания, презрения,
почти не любви. Да что там почти!
Неудивительно,
что вторая книга Вероники Михайловны "Пути - дороги" увидит свет
только через десять лет, в 1954 году.
Она просто
не решалась выпустить ее в свет. В основу этой книги легли стихотворения,
написанные часто в дороге и навеянные дорожными встречами и впечатлениями,
знакомствами с новыми людьми и новыми местами. "Азербайджанская
весна" - так называется один из поэтических циклов Тушновой.
Вероника
Тушнова вообще все это "десятилетие молчания" много и упорно работала:
рецензентом в издательстве "Художественная Литература", очеркистом в
газете, переводила с подстрочников Рабиндраната Тагора, причем великолепно делала
это, поскольку была лириком, "по самой своей строчечной сути", как
говорила она сама. Она переводила
поэтов Прибалтики, и Кавказа, и Средней Азии, поэтов Польши и Румынии, Югославии
и Индии… Переводческая работа была важной и нужной: она делала доступными для
русского читателя стихи многих и многих зарубежных поэтов.
Эти десять
лет были очень трудными для Вероники Михайловны. Она искала свой собственный
путь в поэзии. Искала тяжело, мучительно, часто сбиваясь с такта и много теряя
и для сердца и для таланта.
В 1952 году
Тушнова пишет поэму "Дорога на Клухор". (Она тоже вошла в книгу 1954
года.)
Поэма эта
была очень хорошо встречена критикой и рецензентами, но сегодняшнему читателю в
ней отчетливо была бы видна некоторая нарочитость тем, натянутость тона, чуждая
поэтессе риторическая экзальтация, тяга к масштабности, ложный пафос: в общем,
все черты, почти забытой ныне "советской поэзии".
Но она так
боялась прежних грубых упреков, насмешек, да и просто "пропасти молчания -
непечатания", что предпочитала быть автором, который по выражению одного
из критиков: "Не приобрел своего творческого лица, не нашел своего
голоса" (А. Тарасенков. Рецензия на сборник В. Тушновой "Пути -
дороги" 1954 год.)
Грустно писать все это.. и тяжело. В самом деле, только на последних двадцати страницах сборника, в разделе "Стихи о счастье", поэтесса словно сбросив тяжкую ношу вдруг стала самой собою, зазвучал в полную силу! Возникло вдруг истинное лицо пишущей - любящей, томящейся, страдающей. Временами оно было почти портретно - точным, единственным в своей живой конкретности: "ресницы, слепленные вьюгой, волос намокшее крыло, прозрачное свеченье кожи, лица изменчивый овал", - но одновременно это было лицо, подобное тысячам других женских лиц, это была душа точно также, как и они страдающая и любящая, мучимая и где-то мучающая другого, пусть и страстно любимого, человека!
Каждая из
читательниц могла почувствовать в строчках Тушновой свою "вьюгу",
свои счастливые и горькие минуты и только свое, но такое общее, понятное для
всех тревожное ощущение неумолимого бега времени и с упрямой немного странной,
обманчивой и наивной верой в счастье. Помните это, знаменитое:
"...Я
перестану ждать тебя,
А ты
придешь совсем внезапно.
А ты
придешь, когда темно,
Когда в
стекло ударит вьюга...
Когда
припомнишь, как давно
Не
согревали мы друг друга!"
В. Тушнова
"Не отрекаются любя..."
После этих
строк, выученных и переписанных сотнями читательниц в тетради, к Веронике
Михайловне пришла известность. Ее поэтический голос набрал силу и высоту.
Выпущенная
в 1958 году книга "Память сердца" была уже чисто лирической.
Главная
тема поэтессы вышла на первый план, потеснив все остальное:
"Любовь на
свете есть!
Единственная
- в счастье и в печали,
В болезни и
здоровии - одна,
Такая же в
конце, как и в начале,
Которой
даже старость не страшна.
Не на песке
построенное зданье,
Не выдумка
досужая, она
Пожизненное
первое свиданье,
Безветрие и
гроз чередование!
Сто тысяч
раз встающая волна!"
В. Тушнова.
"Твой враг"
Красивая, черноволосая
женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу
красоту ее называли, смеясь, "восточной красавицей"), с мягким
характером, любившая дарить подарки, не только близким, (Двоюродная сестра
Ирина, живущая в Куйбышеве, не успевала получать из Москвы посылки, то с босоножками,
то с перчатками, то с книгами!) но и просто друзьям; мчавшаяся по первому зову
на помощь в любое время дня и ночи, заражавшая всех смехом, весельем и подлинной
любовью к жизни; эта вот красавица - поэтесса, с чьими стихами о Любви под
подушкой засыпало целое поколение девчонок, сама переживала трагедию: счастье Чувства, озарившего своим Светом
последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству. Любовь эта была разделенной, но тайной, потому
что, как писала сама Тушнова:
"Стоит
между нами
Не море
большое –
Горькое
горе,
Сердце
чужое."
Человек,
которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, не мог
оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек все
понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, - ведь у поэтов от Бога
"нервы на кончиках пальцев", - решиться на столь резкий поворот
Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное, нет. Она называла свое
чувство "бурей, с которой никак не справлюсь" и доверяла малейшие его
оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел (изданные
уже после смерти поэтессы, в 1969 году!) стихотворения, навеянные этим глубоким
и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на
ладони лежит "пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке
и своим теплом пытается согреть ладони". Лучшего сравнения нельзя и
придумать. Может быть поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива, книги переиздаются,
помещаются в интернет-сайты, и легких, как крылья бабочки, строчек Тушновой,
кстати, созданных "в крайнем страдании и острейшем счастье" (И.
Снегова), знают больше, чем подробности ее сложной, трагической почти,
биографии. Впрочем, таковы Судьбы практически всех истинных Поэтов, на это
сетовать грех!
P. S. Умирала
Вероника Михайловна в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от
тоски по любимому человеку, решившемуся в конце концов выпустить горько-грешное
счастье из рук. Поэтессы не стало 7 июля 1965 года.
Ей едва
исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и
нового цикла стихов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий