Вера Федоровна
Панова родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда дочери шел шестой
год, отец ее, Федор Иванович, утонул в Дону. Семья осталась без средств к
существованию. Матери пришлось пойти на службу конторщицей. В бедности и нужде
прошли детские годы писательницы. До революции она окончила 4 класса частной
гимназии. От дальнейшего обучения пришлось отказаться из-за недостатка средств.
Много читала, занималась самообразованием.
Она хорошо
узнала жизнь городской окраины, трудовой быт простых людей. Впечатления детства
были противоречивы. Рядом с пестрыми картинами праздничного Ростова Панова с
юных лет запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала еще, пусть
на исходе, старую Россию, Октябрьская революция и гражданская война потрясли
весь уклад жизни. Ростов испытал на себе все превратности бурного времени.
Власти в городе несколько раз менялись, и только в начале 1920 года под ударами
Первой Конной армии Ростов окончательно стал советским.
Семнадцати лет
Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика
на долгие годы становится ее основной и любимой профессией. Первые шаги Пановой
в газете очень напоминали начало журналистской карьеры Севастьянова, описанной
позднее в «Сентиментальном романе» (1958), книге во многом автобиографической,
построенной на соединении художественного вымысла и реальных фактов собственной
жизни.
В 1926 — 1927
годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский Юг». Из номера
в номер появлялись в газете короткие, остроумные, точно бьющие в цель статьи и
заметки, подписанные псевдонимом Вера Вельтман. Преследуя бюрократов,
волокитчиков, самодуров, подхалимов, самодовольных мещан, она умела находить
характерные, точные штрихи, разом схватывающие натуру.
Панова принимала
близкое участие в детских изданиях Ростова — газете «Ленинские внучата», в
журналах «Костёр» и «Горн». Собственно, здесь, на ниве детской литературы, она
предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике, к художественной
обработке жизненного материала. Благодаря этому пристальному интересу, живым
наблюдениям, копившимся в течение десятилетий, могли возникнуть лучшие страницы
ее зрелой прозы, посвященной подросткам и детям.
После убийства С.
М. Кирова (1 декабря 1934 года) ее второй муж, специальный корреспондент газеты
«Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в
принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря и
направлен в СЛОН, где и погиб. В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов.
Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки
Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной
славы. Перед войной две ее пьесы — «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве»
(1940) были отмечены премиями на республиканском и всесоюзном конкурсах драматургов.
Отечественная
война застала Панову в городе Пушкине, захваченном в сентябре 1941 года немецкими
войсками. Немцы погнали ее вместе с другими жителями в Эстонию, однако ей
удалось бежать вместе с дочерью и, преодолев многие сотни километров по
захваченной врагом земле, достигнуть зимой 1941 года села Шишаки на Полтавщине,
где оставалась ее семья — две бабушки с малолетними сыновьями. После освобождения
Украины в конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Молотов, ныне Пермь.
Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.
Бедствия военных
лет закалили Панову. Она проявила недюжинную силу характера и личное мужество,
чтобы пережить потрясения, пройти тяжкий путь скитаний в оккупации, спасти себя
и свою семью от гибели или угона в Германию. Она подошла к своим главным
литературным замыслам, собирая опыт и знания, необходимые писателю.
Широкое
читательское признание писательнице принесла повесть «Спутники», которая стала
самой громкой литературной сенсацией 1946 года, известной на весь Советский
Союз, а в 1947 году была удостоена Государственной премии СССР.
В 1965 году на
основе повести по сценарию В.Ф. Пановой режиссёр Петр Фоменко создал фильм
«Поезд милосердия» и телефильм «На всю оставшуюся жизнь».
В повести тонко
очерчены характеры героев, война показана с гуманной, сострадательной точки
зрения, а повседневная жизнь санитарного поезда - с безупречной точностью
деталей. Повесть «Спутники» является вершиной в творчестве писательницы и одним
из лучших произведений советской литературы о войне.
В 1947 году
выходит роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, который
вызвал оживленную дискуссию в печати. Героями Пановой были простые советские
люди. Они - вне политики, вне грандиозных задач, которые ставит перед
гражданами страна. Они не граждане, а люди. Влюбляются, воспитывают детей,
беспокоятся о близких. Дом для них важнее работы. Панова описывает реальные
людские судьбы, где есть место и трагедии, и разрывам человеческих отношений. В
1948 году «Кружилиха» получила Сталинскую премию второй степени.
Психологическая
проницательность, способность глубоко постичь изгибы детской души проявила писательница
в повести «Сережа» (1955). Это замечательная, трогательная повесть о
шестилетнем мальчике, его жизни, переживаниях, ежедневных открытиях. Мир, каким
его видит ребенок, ничуть не похож на тот, что видим мы.
В середине
1960-х годов обращается к жанру исторической повести. Сюжеты "Сказания об
Ольге" и "Сказания о Феодосии" взяты из летописной истории Киевской
Руси. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования
Василия III. Цикл исторических повестей "Лики на заре" (1966).
В 1960-е годы Вера
Панова становится одним из самых популярных в стране кинодраматургов. На основе
авторских инсценировок и сценариев Пановой выходят фильмы: «Сережа», «Евдокия»,
«Високосный год», «Вступление», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и
девочка».
Фрагмент
фильма «Евдокия» (1961). Реж. Т. Лиознова.
О повести «Сережа» Веры Пановой
Вера Панова умерла
в Ленинграде 3 марта 1973 года, похоронена на Комаровском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий