пятница, 20 марта 2015 г.

Вера Панова. К 110-летию со дня рождения.

Вера Федоровна Панова родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда дочери шел шестой год, отец ее, Федор Иванович, утонул в Дону. Семья осталась без средств к существованию. Матери пришлось пойти на службу конторщицей. В бедности и нужде прошли детские годы писательницы. До революции она окончила 4 класса частной гимназии. От дальнейшего обучения пришлось отказаться из-за недостатка средств. Много читала, занималась самообразованием.
Она хорошо узнала жизнь городской окраины, трудовой быт простых людей. Впечатления детства были противоречивы. Рядом с пестрыми картинами праздничного Ростова Панова с юных лет запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала еще, пусть на исходе, старую Россию, Октябрьская революция и гражданская война потрясли весь уклад жизни. Ростов испытал на себе все превратности бурного времени. Власти в городе несколько раз менялись, и только в начале 1920 года под ударами Первой Конной армии Ростов окончательно стал советским.
Семнадцати лет Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится ее основной и любимой профессией. Первые шаги Пановой в газете очень напоминали начало журналистской карьеры Севастьянова, описанной позднее в «Сентиментальном романе» (1958), книге во многом автобиографической, построенной на соединении художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни.
В 1926 — 1927 годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский Юг». Из номера в номер появлялись в газете короткие, остроумные, точно бьющие в цель статьи и заметки, подписанные псевдонимом Вера Вельтман. Преследуя бюрократов, волокитчиков, самодуров, подхалимов, самодовольных мещан, она умела находить характерные, точные штрихи, разом схватывающие натуру.
Панова принимала близкое участие в детских изданиях Ростова — газете «Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн». Собственно, здесь, на ниве детской литературы, она предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике, к художественной обработке жизненного материала. Благодаря этому пристальному интересу, живым наблюдениям, копившимся в течение десятилетий, могли возникнуть лучшие страницы ее зрелой прозы, посвященной подросткам и детям.
После убийства С. М. Кирова (1 декабря 1934 года) ее второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря и направлен в СЛОН, где и погиб. В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной славы. Перед войной две ее пьесы — «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940) были отмечены премиями на республиканском и всесоюзном конкурсах драматургов.
Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, захваченном в сентябре 1941 года немецкими войсками. Немцы погнали ее вместе с другими жителями в Эстонию, однако ей удалось бежать вместе с дочерью и, преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле, достигнуть зимой 1941 года села Шишаки на Полтавщине, где оставалась ее семья — две бабушки с малолетними сыновьями. После освобождения Украины в конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Молотов, ныне Пермь. Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.
Бедствия военных лет закалили Панову. Она проявила недюжинную силу характера и личное мужество, чтобы пережить потрясения, пройти тяжкий путь скитаний в оккупации, спасти себя и свою семью от гибели или угона в Германию. Она подошла к своим главным литературным замыслам, собирая опыт и знания, необходимые писателю.
Широкое читательское признание писательнице принесла повесть «Спутники», которая стала самой громкой литературной сенсацией 1946 года, известной на весь Советский Союз, а в 1947 году была удостоена Государственной премии СССР.
В 1965 году на основе повести по сценарию В.Ф. Пановой режиссёр Петр Фоменко создал фильм «Поезд милосердия» и телефильм «На всю оставшуюся жизнь».


В повести тонко очерчены характеры героев, война показана с гуманной, сострадательной точки зрения, а повседневная жизнь санитарного поезда - с безупречной точностью деталей. Повесть «Спутники» является вершиной в творчестве писательницы и одним из лучших произведений советской литературы о войне.

В 1947 году выходит роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, который вызвал оживленную дискуссию в печати. Героями Пановой были простые советские люди. Они - вне политики, вне грандиозных задач, которые ставит перед гражданами страна. Они не граждане, а люди. Влюбляются, воспитывают детей, беспокоятся о близких. Дом для них важнее работы. Панова описывает реальные людские судьбы, где есть место и трагедии, и разрывам человеческих отношений. В 1948 году «Кружилиха» получила Сталинскую премию второй степени.
Психологическая проницательность, способность глубоко постичь изгибы детской души проявила писательница в повести «Сережа» (1955). Это замечательная, трогательная повесть о шестилетнем мальчике, его жизни, переживаниях, ежедневных открытиях. Мир, каким его видит ребенок, ничуть не похож на тот, что видим мы.
В середине 1960-х годов обращается к жанру исторической повести. Сюжеты "Сказания об Ольге" и "Сказания о Феодосии" взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей "Лики на заре" (1966).
В 1960-е годы Вера Панова становится одним из самых популярных в стране кинодраматургов. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой выходят фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Вступление», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка».

Фрагмент фильма «Евдокия» (1961). Реж. Т. Лиознова.


Вера Панова умерла в Ленинграде 3 марта 1973 года, похоронена на Комаровском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий