«Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо
в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя».
А. Платонов «Чевенгур».
Андрей Платонов принадлежит к тем
писателям, рядом с которыми поставить просто некого. Он не создал школы, не
оставил учеников. Его писательский стиль абсолютно уникален. В восхищении от
него были как современники, так и потомки – независимо от политических
пристрастий и этических вкусов. Платонов не был репрессирован, не подвергался
высылкам и обструкциям. Его произведения время от времени печатали даже в
советские годы. Другое дело, что т.н. «сокровенного Платонова» (пользуясь его
же собственным эпитетом) массовый читатель просто не знал, был искусственно
лишен.
На главные произведения писателя – роман
«Чевенгур», повесть «Котлован», бедняцкую хронику «Впрок» - был наложен строгий
цензурный запрет вплоть до конца 80-х гг. И даже когда, наконец, и эти
произведения Платонова были опубликованы, вышло собрание его сочинений, учителя
школ и словесники всех мастей до сих пор ломают голову: что делать с этим
странным писателем? Вроде, он и свой, советский, да писал как-то подозрительно
просто, безыскусно. Ирония ли это, издевка, или абсолютная преданность
советскому режиму – судить каждому по-своему…
Биография Платонова А.П. (1.09.1899 - 5.01.1951)
КлиментОв – такова настоящая фамилия
будущего писателя. Причем, по свидетельству дочери, ударение должно ставиться
на последнем слоге. Он происходил из вполне пролетарской семьи. Отец был
машинистом, мать прилежной домохозяйкой, исправно рожавшей в год по очередному
младенцу. Андрей был первенцем, старшим в семье. Разумеется, помогал растить,
опекать и ставить на ноги остальных братьев и сестер. Родом Платонов – из Воронежа,
города, который к тому времени уже подарил России Кольцова и Никитина, а
позднее прославится тем, что туда же будет сослан опальный поэт Осип
Мандельштам.
Андрей окончил церковно-приходскую
школу. Что такое тяжелый физический труд – знал не понаслышке. Сначала шел по
стопам отца, работая помощником машиниста, затем литейщиком на заводе. События революции
и гражданской войны побудили его к тому, чтобы изменить род занятий. Платонов
избрал стезю фронтового корреспондента. Советскую власть встретил с восторгом и
энтузиазмом.
После окончания войны участвует в
электрификации и мелиорации Советской республики. Вообще в 20-е годы судьба
швыряет Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься
опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть
колодцы и пруды. Берет себе псевдоним, образованный от имени отца. Сына
нарекает этим же именем. Подает заявление о вступлении в партию, но до этого
дело так и не доходит. В годы репрессий Платонова не тронули, но арестовали его
пятнадцатилетнего сына, который, хоть и вернулся два года спустя, но будучи
неизлечимо больным туберкулезом. Эта же болезнь сведет в могилу и самого
Платонова спустя 18 лет.
Во время Великой Отечественной войны Платонов
вновь вспомнил старое ремесло военного корреспондента. Однажды был контужен и
всю ночь оставался под земляным завалом. Окончание войны Платонов все-таки
встретил в Берлине. С фронта его привезли на носилках, еле живого. Вскоре
писателю наглухо перекрыли возможность издаваться и печататься. Он еле сводил
концы с концами, подрабатывая переводами. Разумеется, срывался, пил. И это,
несмотря на то, что Платонов всегда сохранял верность коммунистическим идеалам
своей юности. Умершего в 1951 году Андрея Платонова похоронили на Армянском
кладбище Москвы. О самих похоронах оставил выразительный очерк писатель Юрий
Нагибин в своем «Дневнике».
Творчество Андрея Платонова
Путь Платонова в литературу начинался со
стихов. На этом поприще он не снискал особой славы и даже известности, хотя
выпустил целую книгу своих стихотворных произведений и даже удостоился
сочувственных слов от мэтра русского символизма Валерия Брюсова. Однако
истинное признание ждало Платонова на ниве прозы. Его первая книга стихов и
рассказов, названная «Голубая глубина», вышла в 1922 году. Он охотно работал в
жанрах «малого эпоса», писал рассказы, которые иногда принимались
издательствами. Написал несколько романов, один из которых – «Счастливая
Москва» - остался незаконченным.
С некоторых пор участие в писательской
судьбе Платонова принимал лично «отец народов» - Сталин. По сути, к Платонову
было применено его указание в отношении другого автора – поэта Осипа
Мандельштама: «изолировать, но сохранить». Поэтому на Платонова то периодически
спускали «собак» и подвергали погромной критике, то несколько ослабляли
цензурную удавку и кое-что из написанного удавалось напечатать. Если такие
вполне «безопасные» и советские по духу произведения, как “Происхождение
мастера”, “Сокровенный человек”, “Епифанские шлюзы”, “Ямская слобода”, “Джан” и
др. проходили сквозь цензуру целыми и невредимыми, то в отношении «Чевенгура» и
«Котлована» этого уже сказать нельзя.
Не помогло и заступничество Максима
Горького. К тому же, Платонов был упрям и не желал ставить перо в услужение
новой власти безоговорочно, оставлял за собой право на самобытность и
независимость взглядов. Именно поэтому его особый литературный стиль, в котором
смешались «канцелярит», ирония, гротеск, вызывал такую ярость у деятелей РАППа
и приводил к периодическим «проработкам» Платонова в официальной печати. Каких
же, в сущности, взглядов придерживался Андрей Платонов, как можно
охарактеризовать его мировоззрение в целом? Это была некая попытка создать
новую коммунистическую религию. Платонов искал «третий путь» между официальной
советской идеологией, опиравшейся на труды Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина,
и религиозной философией начала ХХ века (Лев Шестов, Николай Бердяев, Иван
Ильин и др.).
Платонов весьма внимательно относился к
построениям представителей «русского космизма» (К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский,
В.И.Вернадский). Вместе с тем, не открещиваясь полностью от традиций, Платонов,
пусть и весьма своеобразно, по-своему, отстаивал достоинство человека, ценил
его способность к разуму и совестливости. Мечта, которую выразил поэт
В.Маяковский, - «жить единым человечьим общежитьем» - готова торжествовать и в
произведениях Платонова.
Интересные факты
Сами псевдонимы, которыми пользовался
молодой Платонов, настолько разнообразны, что напоминают поиски Максима
Горького в том же возрасте: А. Фирсов, А. Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн
Пупков, Фома Человеков, Н. Вермо.
Род Платоновых не прервался. На
удивление, сын Платонова успел стать отцом, а отца сделать дедом, а позднее у
Платонова родилась дочь Мария – единственная наследница и душеприказчица,
ведавшая изданием произведений своего знаменитого родителя.
Известный режиссер Александр Сокуров в 1987 году поставил фильм "Одинокий голос человека" по мотивам рассказов А. Платонова.
Ссылки:
Иллюстрации Светланы Филипповой к «Чевенгур»
А. Платонова
О книгах А. Платонова.
«Котлован». Произведение
посвящено переломному времени становления социалистического строя – и в России,
и в сознании русского человека. Процесс запущен, как и бесконечное, бессмысленное
рытье котлована – основы для строительства будущего пролетарского общежития, но
цели у этого процесса нет. Действующие
лица «Котлована» воюют, агитируют, болеют, умирают, а будущее по-прежнему
туманно, рытье котлована – безостановочно, жизнь – быстротечна и бездарна…
Отзывы читателей: «Стоит прочитать хотя бы для того, чтоб иметь
представление и, конечно, свое мнение. книга читалась не очень легко, многое
было непонятно, но именно в этой книге..в этом-то я и нашла свою фишку.
Котлован - про нашу страну, про муки людей
«Ювенильное море». Материал
для известной повести «Ювенильное море» Андрей Платонов привез из
многочисленных командировок, куда он ездил от Наркомхоза. В нем описан долгий путь инженера-электрика
Вермо в мясосовхоз «нумер сто один», в котором люди живут очень плохо, но при
этом вынуждены выполнять абсолютно абсурдные приказы директора совхоза с
красноречивой фамилией Умрищев. Сам он – выходец из центра, где было
провозглашено планирование «безвестных времен на тридцать лет вперед»...
Отзывы читателей: «Великолепная сатира. Как автору удалось
уцелеть в России того времени? Так мастерски без нецензурщины материть
советские порядки, да таким еще голосом и штилем... Сильный человек и автор».
«Чевенгур». В
«Чевенгуре» коммунары отдельно взятого провинциального городка России строят у
себя коммунистическое общество. В нем пока живут только «свои» и «чужие» -
«члены» и «гады». Но последних («буржуев» и «полубуржуев»), так как строится
бесклассовое общество, просто уничтожают. Как только с ними будет покончено,
жители городка объявят о полной и окончательной победе коммунизма в отдельно
взятом городе. Но при этом умирают детишки, а будущее остается загадочным.
Отзывы читателей: «Книга очень неоднозначная, и уж в школьной программе,
например, ей делать нечего. Продираться сквозь роман можно только по
собственному желанию... Но я считаю, что первые пятьдесят страниц совершенно
гениальны в своей мрачности, а первые сто - очень хороши.»
«Тяжёлая
книга. С металлическим привкусом. Холодная и мрачная. Но зато доходит до мозга
быстро...Как если шлёпнули хорошенько. Вот так вот мы много лет строили
коммунизм...точно так же, как герои рыли котлован....
Комментариев нет:
Отправить комментарий