«Лирику и пафос,
трагедийный накал и юмор, забавный эпизод и событие исторического значения —
все может выразить песня. Словом, мир песни должен быть таким же богатым,
многообразным и многоцветным, как сама жизнь».
Аркадий Островский.
На Площади звезд возле
концертного зала «Россия» в Москве установлена памятная плита, посвященная
композитору Аркадию Ильичу Островскому (25.02.1914-18.09.1967). К сожалению, он рано ушел из жизни. Но
его песни «Пусть всегда будет солнце», «Песня остается с человеком», «А у нас
во дворе», «Небо, небо, небо...», «Спят усталые игрушки» и многие другие живут
и поныне.
Аркадий Ильич
Островский родился в 1914 году в Сызрани в семье музыкального мастера. После
переезда семьи в Ленинград поступил в музыкальный техникум. Одновременно
занимался в школе фабрично-заводского обучения при заводе «Электросила». В ПТУ
он получил специальность кузнеца. Однако музыка все-таки победила. В 40-е годы
он стал работать в оркестре Леонида Утесова пианистом и аранжировщиком. Джаз
Утесова стал для молодого музыканта его университетами, его консерваторией.
Первая популярная песня, которую он сочинил, — «Сторонка родная». Она была
написана в последние месяцы войны, а закончена после Дня победы. Ее пел Леонид
Осипович Утесов. В 1947 году с песней «Комсомольцы — беспокойные сердца»
Островского приняли в Союз композиторов. С тех пор и началась его
самостоятельная композиторская жизнь.
В 1955 году на
фестивале молодежи и студентов в Варшаве Островский был удостоен золотой
медали. Его песня «Пусть всегда будет солнце», прозвучавшая на конкурсе в
Сопоте, и по сей день является гимном «против беды, против войны». Любопытно,
что в 1967 году ребята из Новороссийска эту песню запаяли в капсулу и опустили
на дно Черного моря в районе Суджукского маяка, адресуя ее потомкам, чтобы они
подняли и вскрыли ее в 2017 году.
В работе Аркадий Ильич
Островский был строгим и требовательным. В те годы не было ни одного певца или
ансамбля, которые бы не пели его песен. Его музыка была легкой, улыбчивой,
воздушной, надолго западающей в память. Островский не сомневался в том, что
сердце песни — это мелодия. Но и словам он придавал большое значение,
подчеркивая, что музыка и стихи должны гармонировать друг с другом. Он работал
с такими замечательными поэтами, как Л. Ошанин, И. Шаферан, С. Островой, К.
Ваншенкин, М. Лисянский, и другими. Бессмысленных текстов — как бы ни о чем —
он не признавал.
Аркадий Ильич был
веселым, жизнерадостным человеком. Любил быть во всем первым и относился к
этому весьма ревниво. Он не чуждался новых ритмов и с успехом использовал их в
своих песнях.
...Жизнь Островского
оборвалась летом 1967 года в Сочи, куда он приехал на фестиваль. Он давно
страдал язвой желудка и держался только благодаря уходу жены. В Сочи было
жарко, да и диету соблюдать было непросто. Спасти его во время внезапного
приступа врачам не удалось. Дома в Москве на рояле остались недописанные ноты —
«Реквием». Это была какая-то мистика, а может быть, и предчувствие, что поездка
к Черному морю окажется фатальной.
Иосиф Кобзон как-то
сказал: «Пойте почаще песни Аркадия Островского, если хотите чувствовать
радость жизни».
По материалам статьи Валентины Терской
Комментариев нет:
Отправить комментарий