В нашей стране
Дед Мороз как персонаж рождественских праздников появился в конце XIX - начале
XX века. В привычном нам словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед
и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение.
У славян Дедами
называли прародителей, духов предков, которые охраняли благополучие рода и его
представителей – в первую очередь, детей – повсюду: дома, в поле, в лесу, на
воде.
Задолго до
появления Санта-Клауса в славянской мифологии существовал и Мороз (Морозка;
Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) персонаж сказок и обрядового фольклора.
В соответствии
со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям – внучка) –
Снегурочка. Она добрая и не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом она
живет у людей и помогает им.
Мифы, сказки,
легенды и предания, а также обряды, чаще всего в закодированной форме, связаны
с реальными историческими событиями прошлого. Зачастую корни их позабыты, как
почти позабыты ныне боги, некогда почитавшиеся на Руси. К сожалению,
разобраться с составом языческих богов и в особенности с их родственными связями
достаточно трудно, так как после принятия христианства уничтожалось все, что
было связано с язычеством. Здесь приведен всего лишь вариант на основе
«Велесовой книги».
Мать Деда Мороза
– Буря Яга, превратившаяся позднее в Бабу-Ягу. Изначально Баба – одна из
берегинь, положительное божество славянского пантеона, хранительница и, если
необходимо, защитница рода и его традиций. Слово «Яга» происходит от некогда
жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого – Ящура. Отсюда и
понятное нам – пращур. Постепенно прародительница, берегиня превратилась в
представительницу нечистой силы, в демона, которым пугают детей.
Баба-Яга,
известная нам, это ведьма, волшебница, ведунья – то есть
осведомленная, можно
сказать, «ученый-практик». Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, вокруг
которой забор из человеческих костей. Одна нога у Бабы-Яги костяная, зрение
плохое и еще более плохой характер: склочница, похитительница, пожирательница
людей. К тому же она – мать змеев, повелительница мира мертвых. Однако, к чести
Бабы-Яги, она иногда помогает героям и даже чем-то одаривает их. Когда в
новогодних спектаклях для детей Баба-Яга творит всякие пакости и козни Деду
Морозу и Снегурочке, надо иметь в виду, что это семейные неурядицы, так как
Баба-Яга – мать Деда Мороза и бабушка Снегурочке.
Женой Деда
Мороза и матерью Снегурочки была Снежная Царица, которая одновременно являлась
внучкой и правнучкой Рода – прародителя многих богов, в том числе отца Снежной
Царицы Чернобога и ее деда Сварога.
Сварог – бог небесного
огня, научил людей ковать железо, разжигал вдохновение в сердцах и душах
мастеров, но имел капризный характер. Женой Сварога и, соответственно, бабушкой
Снежной Царицы была богиня любви Лада. Она покровительствовала бракам и
охраняла домашний очаг, являлась воплощением плодородия, юности и красоты. Лада
– сама женственность, нежная, певучая, русоволосая. Снегурочка уродилась
похожей на свою прабабку, но имела холодное сердце, возможно от бабушки Марены
и дедушки Чернобога.
Чернобог – злой
бог. Славяне верили, что всякое несчастье исходит от него. Имя Чернобога почти
неизвестно современному читателю, однако другое его имя известно всем – Кащей
Бессмертный. Слово «кащей» заимствовано из тюркского языка и означает
«пленник». Такое прозвище он получил потому, что был заключен Велесом в
темницу. Кащей был однолюб, из женщин его интересовала только одна Марена (в
сказках – Марья), которую он постоянно умыкал у законного мужа. От их связи
родилась Снежная Царица – мать Снегурочки – и ее тетки: Медуза и сестры-лихоманки,
насылавшие на людей болезни, - Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея,
Желтея,
Немея, Глухея, Каркуша, Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница,
Зябуха. В языческой мифологии мать Снежной Царицы и бабушка Снегурочки Марена
являлась новым воплощением великой матери. Она имела довольно мерзкий характер.
В верованиях славян она представлялась воплощением смерти, сезонного умирания и
возрождения природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий