Чесноков Эдвард
«Литературная
газета», № 36 (6429) (11-09-2013)
«При Пушкине
литературных премий не было. В 1831 году, правда, предприниматель Павел Демидов
(из того самого уральского рода) учредил награду собственного имени «для
преуспеяния словесности и промышленности в Отечестве». Победители избирались не
прихотью богача – решением Академии наук.
В советскую эпоху
первая литературная премия (равно как первое метро и всеобщее начальное
образование) появилась, нетрудно догадаться, при том при самом... При Сталине,
одним словом. Денежный приз – до ста тысяч рублей – выплачивался из гонораров,
полученных наиболее известным после Шота Руставели грузинским поэтом за издания
в стране и за рубежом. Тут бы и поехидничать: на какие социально полезные дела
пускают свои доходы авторы нынешних бестселлеров (все сплошь – критики усача во
френче)? Но лучше назовём некоторых лауреатов первого сезона Сталинской премии
в области литературы и искусства за 1940/41 год. Проза – Шолохов, «Тихий Дон»;
поэзия – Твардовский, «Страна Муравия»; литературная критика – академик
Грабарь, монография «Репин». Да, главному спонсору можно предъявить очень много
вопросов, однако ему не откажешь в литературном вкусе.»
Что же можно сказать о
лауреатах многочисленных литературных премий новейшего времени? Автор
статьи прослеживает судьбу молодых
авторов лауреатов премии «Дебют» и их произведений за последние 10 лет и
приходит к печальному выводу: несмотря
на то, что каждый сезон Оргкомитет получает несколько тысяч рукописей, между
песчинок будущие жемчужины не обнаруживаются. Продолжающееся падение качества
текстов «Дебюта» вызывает тревогу. Редакция «Литературной газеты» подчеркивает,
что такую же тревогу вызывают и другие литературные премии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий