пятница, 25 мая 2012 г.

Юбилей Почетного гражданина


22 мая исполняется 170 лет со дня рождения Почетного гражданина города Ржева Игнатьева Алексея Павловича. Предлагаем статью Генриха Беджаняна, опубликованную в газете «Ржевская правда», №32 за 7 августа 2008 года. "Взгляд в прошлое".
В далекой Якутии есть населенный пункт «Графский берег». Местечко названо в честь нашего земляка, почетного гражданина города Ржева Игнатьева Алексея Павловича, который будучи генерал-губернатором Восточной Сибири, бывал там.
Алексей Павлович Игнатьев принадлежал к роду, давшему России дипломатов, военачальников, крупных государственных деятелей. Алексей Павлович командовал Оренбургским уланским полком, квартировавшим в Старице, был генерал-губернатором Сибири. С 1889 года он в должности Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора. С 1896 года являлся членом Государственного Совета  при императоре и нес  государственное знамя, открывая 1-ю Государственную думу в 1905 году.


Герб рода Игнатьевых
Генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Алексей Павлович Игнатьев, в Иркутск приехал в 1895 году  и поселился на берегу Ангары, в Белом доме, резиденции генерал-губернатора. Для Сибири, как и для России, это было сложное время. Россия уже пережила первые акты террора и политических брожений. К концу восьмидесятых годов страна прочно становилась на капиталистические рельсы. Сибирь, как и вся Россия, нуждалась в умных правителях, в хороших дорогах и социальных преобразованиях. Но особенно, конечно, в дорогах. Сибирь к тому времени производила много хлеба, мяса, сыра, масла, кож, металлоизделия, даже фаянс и фарфор, и нуждалась в постоянных рынках сбыта, а вывоз товара на рынки и многочисленные ярмарки могли обеспечить только хорошие дороги. Но таковыми Сибирь не располагала.
Вступив в управление огромным краем, Игнатьев сразу обратил внимание именно на пути сообщения и в первую очередь поддержал усилия промышленников и купцов по созданию огромного, не имеющего аналогов в Европе, в Америке, или в России, ни по сложности трассы, ни по протяженности, Обь-Енисейского канала. Связывая воедино малые реки и озера, искусственные русла и шлюзовые системы, этот канал имел протяженность свыше 1500 километров и пролегал по самым отдаленным и малонаселенным местам, куда еще только должна была дойти цивилизация. Обь- Енисейский канал строился до прихода в Сибирь железной дороги, а последний караван судов прошел по нему в 1944 году.
Игнатьев обратил должное внимание не только на большие, значимые общесибирские  дороги, но и на местные, крайне необходимые жителям, разбросанным по таежным просторам поселков, деревень и городков. Общественность Прибайкалья не преминула заметить это. В 1889 году по их просьбе графу А.П. Игнатьеву было присвоено звание Почетного гражданина города Иркутска.
Жизнь Алексея Павловича вместила многое. В том числе и общение с милой сердцу малой родиной на Ржевщине. Игнатьевы владели поместьем Чертолино, а позднее обрели и соседнее Зайцево с двухэтажным каменным домом. Переселившись в конце века из Киева в столицу, Алексей Павлович восстановил тесные связи с Ржевом, и власти горо­да обращались к нему с ходатайствами по местным делам.
С его помощью в 1901 году Ржевская мужская прогимназия обращена в полную гимназию. Были получены субсидии для строительства шоссе от городской черты к железнодорожному вокзалу. В Чертолино граф построил первую школу для крестьян. И естественно на повестке заседания Ржевской городской думы 19 сентября1902 года встал вопрос о присвоении члену Государственного Совета Игнатьеву звания Почетный гражданин города.
Это предложение прошло довольно сложный путь до принятия окончательного ре­шения. Городской голова Ржева Чураков сообщил о предложе­нии Думы графу Алексею Павловичу. В ответном письме Игнатьев благодарит ржевитян за «лестное ко мне внимание», за особую честь посчитал иметь звание Почетного гражданине города, который близок с самых юных лет. И, наконец, тверской губернатор Н.Д Голицын изве­стил ржевского голову: «Государь император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, 23 сего января Всемилостивейше соизволил на присвоение звания Почетного гражданина города Ржева члену Государственного Совета, Генералу от кавалерии графу Игнатьеву, согласно ходатайству о том местного городского обще­ственного управления».
Так за 4 месяца разрешился этот вопрос. А почтово-телеграфная станция на Малой Спасской улице Ржева приняла телеграмму из Петербурга голове Чуракову: «Искренне благодарю вас и новых моих сограждан за привет и оказанную мне высокую честь. Граф Игнатьев».
 В эти годы у Алексея Павловича ухудшились отношения с царским двором и правительством. Сторонник сильной монархической власти, он стоит в оппозиции реформам, изменениям, происходящим в стране, действительно необходимым или навязываемым извне. Работа в Госсовете, по воспоминаниям его сына, потеряла для наше­го земляка интерес. Он выбирается в земские гласные (уездное управление) Ржева. Член государственной законодательной комиссии, вхожий к императору, с увлечением работает теперь с сельскими старшинами на постоялом дворе над ржевским земским бюджетом в 27 тысяч рублей. Вскоре графа избрали уже в тверские губернские власти, и здесь произошла трагедия.
9 декабря 1906 года в 17 часов в перерыве губернского земского собрания Игнатьев пил чай в буфете, в кругу гласных. Убийца, член боевой дружины эсеров, москвич Ильинский, поднявшись беспрепятственно по лестнице, никем не охранявшейся, зашел за прилавок буфета и выпустил в Игнатьева пять отравленных пуль в упор, после чего бросился бежать через соседнюю с буфетом бильярдную, но был схвачен.
...На Миллионной улице Твери войска отдали последнюю честь нашему земляку. Гроб на руках несли километры до железнодорожного вокзала. Катафалк двигался позади. За ним — духовенство, власти, родные, монахини.
В столице хоронили графа с воинскими почестями в кавалергардском полку, которым он когда-то командовал. Его Величество сюда не прибыл. Офицеры полка, родные ушедшего посчитали это оскорблением. От имени Николая II и государынь императриц были присланы венки из живых цветов и высочайшая телеграмма. Вдова Алексея Павловича ответила дерзко: «Благодарю, Ваше Величество. Бог рассудит всех. Графиня Игнатьева».
Спустя некоторое время Николай II нашел нужным сделать какой-то жест по отношению к семье покойного. Три сына Игнатьева получили повестки для высочайшего приема в Царском Селе.
После краткого разговора, стоя, царь, подавая на прощание руку одному из сыновей и заискивающе всматриваясь в его глаза, сказал: «Надеюсь, что на вас, Игнатьев, я всегда смогу положиться!»
Что-то нестерпимо горькое и обидное подступило к горлу сына Игнатьева, но он, сдерживая себя дисциплиной, лишь ответил: «Игнатьевы всегда верно служили России!».
Ссылки:


Комментариев нет:

Отправить комментарий