суббота, 1 января 2011 г.

Олимпийская столица мира

Каждые два года в самых различных уголках земного шара зажигается Олимпийский огонь - чередующихся между собой летних, зимних, а теперь и паралимпийских игр, возвещая всему миру об открытии и закрытии всенародного спортивного праздника. Но есть огонь, который не затухает и в
Олимпийский огонь в Лозанне
длительные периоды ожиданий и подготовки к новым спортивным соревнованиям. Этот огонь днем и ночью освещает здание Олимпийского музея, одновременно Штаба-квартиры Международного Олимпийского Комитета в небольшом, но известном во всем мире швейцарском городке Лозанна. Здесь, под общей крышей довольно приметного архитектурного сооружения музея, поселились также многочисленные международные спортивные федерации, Спортивный арбитражный суд. Этот огонь постоянно напоминает нам как о былых спортивных баталиях, так и о предстоящих олимпийских состязаниях. Здесь принимаются важные для развития спорта решения: от определения кандидатов на проведение будущих Олимпийских игр, места и сроков их проведения и до разрешения различных споров, выходящих за рамки национальных федераций.

Собор Нотр-Дам и общий вид города
Расположенный на крутом склоне Женевского озера, несколько скрытый в густой зелени парка, он уже на подступах к нему притягивает к себе внимание всякого, кто взбирается по ухоженным дорожкам, стягивающимся от набережной к этому весьма значимому в спортивном мире объекту. Многочисленные экспонаты, расположенные на аллеях парка, на уютных лужайках, на разноуровневых подъемах  от Женевского озера, они как бы готовят встречу с настоящей сокровищницей олимпийской славы, приближают нас к ней. Насыщеннее становится зрительный ряд олим­пийской тематики: в плакате, фотообзорах, информационных стендах. Плотнее один к другому устанавливаются скульптурные изваяния спортсменов в различных
видах единоборств, где сравнительно на небольших пространствах можно наблюдать соревнования конькобежцев и биатлонистов, баскетболистов и прыгунов с трамплинов, футболистов и лыжников. Где гипертрофированно удлиненные до нереальных размеров ноги бегунов соседствуют с мощным торсом атлета, где взмахи рук пловцов, подобно лопастям каких-то неведомых нам механизмов, стремительно разрезают водную стихию и где, наконец, успех победителей излучают глаза, улыбки, слезы и объятия тех, кому удается взойти на высший пьедестал олимпийских состязаний.
Памятник стопе
Автору этих строк довелось побывать в Лозанне, когда в самом музее велись реставрационно-ремонтные работы, что, впрочем, никак не ограничивало доступа к его экспонатам и к богатейшей информации, составляющей основу этого уникального хранилища. Большая часть его была вынесена за стены музея и предоставлена обзору в полной доступности для всех желающих под открытым небом (благо, что благоприятный швейцарский климат и общая духовная атмосфера позволяют это делать без риска быть подвергнутыми катаклизмам природы или вандализму человека). Ну, а та часть экспонатов и электронных носителей, которая не могла быть вынесена на открытые пространства, была размещена на палубах и в холлах, в каютах и в узких проходах пришвартованного к берегу (напротив музея) сверкающего на солнце, украшенного яркой олимпийской символикой белоснежного теплохода. Здесь зрители со скрупулезной дотошностью могли разглядывать все, что связано с состоявшимися ранее Олимпийскими играми за все время их проведения от Древней Греции и до тех, что планируются сегодня, в начале третьего тысячелетия: различную символику, спортивную форму олимпийцев в разные годы разных стран, многочисленные коллекции медалей, факелов, огромное количество фотографий и километры уникальной кино и видеохроники.

Чем ближе знакомишься с содержательной частью музея, с формами работы его сотрудников с посетителями, с объемами получаемой здесь информации, тем очевиднее становится, что слово «музей», в привычном для нас понимании, не совсем подходит для Олимпийского дома в Лозанне. Открытый Musee Olimpique в 1993 году, в короткое по историческим меркам время, стал крупнейшим современным, оснащенным новейшей электронной техникой научно-информационным центром, со столь же оснащенной библиотекой, с конференц-залами. Сегодня это и культурный центр с помещениями для временных и постоянных художественных выставок, концертов. Музей - это еще и, как мы уже отмечали, вся прилегающая к нему территория парка, с музеем на воде Женевского озера, с живописной набе­режной, это и часть уникального природно-ландшафтного заповедника, органично вписывающаяся в исторически сложившуюся архитектуру города, его историю, его современную жизнь. Олимпийский музей - это неотъемлемая часть города, часть заповедной Швейцарии, поэтому и восприниматься полноценно может лишь в комплексе исторических, культурных, спортивных связей.
Теплоход-музей Олимпийской славы
Зажатая между Альпийскими горами и Женевским озером, Лозанна с населением 136,6 тысяч человек, располагает тремя крупными стадионами: Олимпийским (Олимпик де ля Понтез), стадионами имени президентов МОК Пьера де Кубертена и Хуана-Антонио Самаранча, а также футбольными полями, бассейнами, кортами. Как видим, совсем неслучайно этот небольшой по занимаемой площади и населению город Швейцарии завоевал право называться «Олимпийской столицей мира». Город с богатыми культурными, историческими традициями, над которым доминирует один из старейших, красивейших готических храмов Европы - Кафедральный собор. Город, где количество музеев на душу населения превосходит многие культурные центры самых развитых стран - музеи археологии, истории, архитектуры, изящных искусств, музыки, изобразительного искусства, современного прикладного искусства, изобретений. Город, слышавший в 1766 году в городской ратуше концерт юного Моцарта, где живописали художники Камиль Коро и Уильям Тернер, где жили и работали Вольтер и французский хореограф Морис Бежар, писатель Жорж Сименон и драматург Жан Ануй.
Город многими нитями связан и с Россией, с ее знаменитыми именами и династиями: Дворец известного рода Бестужевых-Рюминых, построенный в XIX веке сыном поэта-декабриста А.Бестужева, в котором размещаются сегодня некоторые из перечисленных ранее музеев Лозанны. Весьма почитаем жителями города и Дом Марины Цветаевой, построенный в стиле флорентийского ренессанса также в конце XIX века на средства семьи, где будущая поэтесса провела несколько своих счастливых детских лет жизни. Памятником отмечено пребывание здесь Владимира Набокова. А непо­далеку, на набережной, среди многолюдия прохожих, к изумлению со­отечественников, неожиданно вдруг открывается небольшой по размерам (в человеческий рост) почти без постамента, памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю.
Вот так, знакомство с Олимпийским музеем и желание полнее рас­сказать о нем, невольно подвело нас к тому, что в «Городе Олимпийской Славы», как еще именуют Лозанну, успешно реализуется главный принцип олимпийского движения - гармоничное единство физического и духовного развития человека - принцип, заложенный еще его далекими прародителями.
В. Ивашнев.

«Юный художник» - 2013 - №12 – с.13-15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий