воскресенье, 24 июля 2016 г.

Гениальный русский актер Игорь Ильинский. К 115-летию со дня рождения

Игорь Владимирович Ильинский
(24.07.1901 – 13.01.1887)
Вспоминая знаменитого артиста
Выдающийся советский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий, кавалер трёх орденов Ленина, трёх орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов и Октябрьской революции Игорь Владимирович Ильинский обладал редчайшей по тем временам артистической судьбой, сравнимой разве что с биографиями истинно голливудских долгожителей.
Представьте себе: он начинал и всенародно прославился ещё в немом кино! Целовался с Мэри Пикфорд. Ильинский работал со Всеволодом Мейерхольдом и Константином Станиславским. С тем и другим спорил, если вопрос касался серьёзного искусства.
В 1938 году, вручая артисту премию имени себя за великолепную игру в фильме «Волга-Волга», Иосиф Виссарионович, как всегда изящно, пошутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы – бюрократ, и я – бюрократ. Надеюсь, мы поймём друг друга. Пойдемте, побеседуем тет-а-тет».
Через 28 лет Игорь Владимирович в числе 13-ти деятелей советской науки, литературы и искусства подпишет письмо в президиум ЦК КПСС против реабилитации Сталина. В канун Старого Нового 1987 года по тогда ещё Центральному телевидению транслировался фильм «Карнавальная ночь». Восьмидесятипятилетний Ильинский смотрел на себя, пятидесятипятилетнего, в роли Серафима Огурцова, и тихо скончался с улыбкой на устах…

А автор этих строк познакомился с великим актёром, благодаря другому не менее великому деятелю отечественной культуры Царёву. Михаил Иванович был директором Малого театра, где большую часть своей жизни трудился Ильинский, и одновременно – председателем правления Всероссийского театрального общества (ВТО), членом которого в продолжение многих лет состоял и я. Великий тёзка откровенно мне симпатизировал – и за мою безотказность в общественной работе, и, наверное, за то, что впервые в советской печати мне удалось обнародовать факт его службы в радиобатальоне вместе с известным полярником Эрнстом Кренкелем и выдающимся разведчиком Рудольфом Абелем. Царёв полагал это страшной государственной тайной, и никому никогда о ней не рассказывал. Так вот, он познакомил меня с Е. Гоголевой, М. Жаровым, С. Гиацинтовой, Е. Матвеевым, Н. Анненковым, Э. Быстрицкой, Р. Нифонтовой, Ю. Соломиным. Однажды предложил:
– Почему бы вам не написать в своей «Красной звезде» об Ильинском?
– Но он же, кроме Кутузова в «Гусарской балладе», никаким боком больше к армии не причастен,– самоуверенно удивился я.
– Ошибаетесь. За исполнение роли матроса Шибаева в спектакле Всеволода Вишневского «Незабываемый 1919-й» Игорь Владимирович был удостоен Сталинской премии 1 степени. Но даже и не это главное. Понимаете, Михаил Александрович, все мы, хочется верить, неплохие артисты Малого театра. Разумеется, кто-то лучше, кто-то хуже. Но Ильинский – артист от Бога.

Признаться, для меня, в те времена не самого могучего театрала, подобная характеристика явилась откровением полным. Не откладывая дела в долгий ящик, я стал искать встречи с Игорем Владимировичем. Однако приятельницы из ВТО по секрету сообщили: Ильинский полностью ютится под каблуком своей жены Еремеевой. Так что, если я ей не понравлюсь, то об интервью можно забыть. И никакой Царёв не поможет. Тем более что на сцене Игорь и Миша – давние соперники. Коллеги-общественницы, к сожалению, оказались во многом правы. Татьяне Александровне я не пришёлся по нраву, и она холодно заметила, что у Игоря Владимировича на носу премьера, поэтому ничем отвлекать его нельзя. В то время Малый театр действительно готовил премьеру пьесы Иона Друцэ «Возвращение на круги своя» в постановке Бориса Равенских. Ильинский выступал в роли Льва Толстого, его супруга играла супругу же «зеркала революции». Благодаря Царёву, мне удалось побывать на генеральном прогоне спектакля. Ильинский играл блестяще, бесподобно! Из директорской ложи я видел даже его потрясающую мимику.
Чрезвычайно потрясённый, уже к премьере я подготовил довольно симпатичную, как мне думалось, рецензию. К моей несказанной радости, такого же мнения по поводу написанного была и Еремеева. Однако редакционная коллегия «Красной звезды» категорически с нами обоими не согласилась. И вот тут произошло самое удивительное: узнав об отказе моих редакционных начальников, Ильинский и Еремеева пригласили меня в свою гримуборную, где и состоялось столь вожделенное интервью за чашкой крепкого чая. Игорь Владимирович отвечал на мои вопросы, Татьяна Александровна изредка что-то добавляла, тактично и ненавязчиво. Потом сама довольно грамотно выправила моё интервью. Впоследствии оно было, слава Богу, опубликовано. И мы расстались. С Ильинским, как оказалось, навсегда, а с Еремеевой – на долгие годы. Впрочем, к этому моменту я ещё непременно вернусь. Пока что позволю себе привести лишь некоторые выдержки из той давнишней беседы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...