Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

суббота, 12 декабря 2015 г.

Символы вокруг нас

Многолетняя работа художника не раз ставила передо мной задачу: выразить некую идею с помощью символа. Иногда необходимый символ лежал на поверхности, а иногда требовались длительные поиски нужного знака, эмблемы, атрибута.
Постоянно сталкиваясь на практике с необходимостью иметь хотя бы начальные знания о символике, я занялась изучением этой области. Передо мной открылся увлекательный мир, и многие знаки оказались ключом, открывающим бездны истории народов, представления об эволюции мира, сказочного, мифологического восприятия природы различными народами. Приведу несколько примеров из личного опыта, подтверждающих необходимость знаний символики.
Все о символах вы узнаете из книг:
Баешко, Л.С. Энциклопедия символов / Л.С.Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н.Гордиенко; Под ред. О. В.Перзашкевич. - М.: ЭКСМО;Смоленск: Наше слово, 2007. - 302с.: ил.
Бауер, В. Энциклопедия символов / Вольфганг Бауер, Ирмтрауд Дюмоц, Сергиус Головин. - Москва: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 502 с.: ил. - (Академия).
Словарь символов и знаков: сюжеты и явления в символах / Авт.-сост. Н.Н. Рогалевич. - Минск: Харвест, 2004. - 510 с.: ил.
Керлот, Х. Э.Словарь символов: [мифология, магия, психоанализ: перевод] / Керлот Х.Э. - Москва: REFL-book, 1994. – 601 с.: ил.
Спрашивайте в нашей библиотеке!
Как-то купила дочке книгу «Сказка о золотой рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Рассматривая иллюстрацию, изображающую старуху в статусе не то столбовой дворянки, не то царицы, обратила внимание, что художник-иллюстратор изобразил героиню в девичьем кокошнике. Увы! Это пример безграмотности художника. 



В России, как и во многих других странах, четко разграничивались девичьи и женские головные уборы. Получая статус замужней женщины, женщина тут же получала иной головной убор. Теперь ее волосы должны были быть надежно покрыты шапочкой, имевшей в каждом регионе характерные особенности. Сверху голову покрывал платок или полотнище ткани. Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, сексуальный призыв, связанные волосы - брак и подчинение. В России у девушки была одна коса, у замужней женщины — две.
Подобную ошибку как-то совершила я сама. Иллюстрируя русские народные сказки, я изобразила момент венчания в церкви. Над новобрачными держат свадебные венцы, при этом невеста в девичьем кокошнике, хотя в церковь ехали после того, как обряд покрывания головы женщины происходил дома.
Это связано с тем, что христианские традиции пришли на Русь позже, чем там царило язычество с его традициями. И даже, будучи христианами, славяне чтили языческие традиции. Эти традиции повсеместно прослеживаются в народном быте. 

Что касается самого обычая прятать волосы женщиной, вступающей в брак и пришедшей в семью мужа, то за этим стоит целый пласт представлений о том, что женщина, пришедшая в дом из иного враждебного рода, приносит с собой вражьи чары, и эти силы и чары концентрируются именно в волосах. После свадьбы молодая входила в род молодого, поэтому теперь ему должна была принадлежать та энергия плодотворности, которую она имела, которую излучали ее волосы. Распространенный ритуал отрезания косы молодой после свадьбы (в Карпатах, на Волынском Полесье) был когда-то средством силового исключения энергии, когда брак осуществлялся без согласия рода девушки. При этом

Пьетро делла Веккья. "Самсон и Далила"
выразительно прослеживается социальное направление ритуала: оформление перехода девушки в статус замужней женщины. Вспомните библейский рассказ о Самсоне, потерявшем свою силу после того, как враги остригли его волосы. Сюжет с Самсоном представляет собой классический пример отношения к волосам как к источнику силы. Корни этих представлений одни и те же.
Но вернемся к моим иллюстрациям. В них вкралась еще одна ошибка. Рисуя корону на голове царя, я полистала книгу, содержащую фотографии экспонатов Грановитой палаты. Именно в этой книге я нашла понравившуюся мне корону, которую перерисовала, надев на голову царя. Позже, столкнувшись с геральдикой, я узнала, что изображенная мной корона является короной Казанского царства. Корон существует огромное множество.
Помещая определенную корону в герб, владелец герба тем самым сообщает знающему зрителю, кому именно принадлежит данный герб. Форма корон — расположение дуг, листьев сельдерея, зубцов, драгоценных камней, вид бархатной подушки — всему в геральдике придается значение. Различают довольно много вариантов короны: императорские, королевские, герцогские, княжеские, графские, баронские, и все они к тому же имеют национальные особенности. Не имея об этой области геральдики представления и включив ту или иную корону в плакат, иллюстрацию, эмблему или товарный знак, художник будет выглядеть глуповато.
Таких примеров, когда художник в своей работе сталкивается с необходимостью знаний в области символики, можно привести множество.
Современный человек живет в мире различных знаков. Мы даже перестаем замечать, насколько «символично» наше существование. Эти знаки окружают человека повсюду: гербы, пиктограммы, знаки регулировки движения, товарные знаки, эмблемы общественных, международных, религиозных организаций, орнаменты, знаки валют, религиозные и политические символы, арифметические, химические, астрологические знаки — вот далеко не полный перечень различных символов, властно вторгающихся в нашу жизнь.
Что такое символ? СИМВОЛ (греч.- знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ), знак, который обозначает некий предмет или понятие.
Символы родились, возникли как результат познания человеком окружающего мира. Символы— это условные знаки, в основе которых лежат простейшие древнейшие начертания или геометрические фигуры: точка, линия, треугольник, квадрат, круг. Эти условные знаки, существовавшие с древнейших времен у разных народов, обозначали светила, планеты, звезды и стихии: землю, воду, огонь, воздух, ветер, гром, молнию. Символы служили для обозначения самого человека, его жизни, смерти, пола.


 

Все эти древнейшие символы, имеющие вариации в начертании у разных народов, но всегда представляющие собой условные знаки, а не рисунки, являются классическими символами. До нас они дошли в виде орнаментов, астрологических и иных знаков.
Давайте рассмотрим древние символы. Таковыми символами являются горизонтальная и вертикальная линии, где первая является символом земли, горизонта и связывается с женским началом; а вторая, противоположная ей вертикальная линия, обозначает горение пламени, в Индии – символ мужского начала. Многосимволично изображение перекрещивающихся вертикальной и горизонтальной линий. Знак креста в различных религиях и мифологиях воспринимался по-разному, но всегда главное значение имеет его четырехконечность. Земля имеет четыре стороны света, четыре стихии. Таким образом, символ существует только там, где есть восприятие его идеи, возможность раскрытия этой идеи и проецирование символа на прообраз, восприятие образа через символ. Для современного человека крест — символ христианства, полумесяц — символ ислама, свастика — символ фашизма. Для наших далеких предков эти символы несли иной смысл.
В современном языке очень часто это понятие символа смешивают с понятием символического изображения (эмблемы), которое для краткости также сплошь и рядом именуют символами. Например, Эйфелева башня символизирует Париж, а Кремль — Москву. Символом может служить не только какое-либо изображение, но и предмет, жест, цвет, ритуал.


ЭМБЛЕМА — символическое обозначение понятия, идеи, общественной программы или организации с помощью условного знака или изображения. Например, якорь является символом надежды; голубь - символом мира. В геральдике-науке о создании гербов эмблема определенным образом характеризует ее владельца; в религиозном искусстве предметы-символы окружают изображения святых. В спортивной символике - это герб клуба или команды. Понятия символа и эмблемы весьма близки, иногда даже трудно провести между ними четкую грань.
Змея - это знание, сила, коварство.
Эмблема— это не абстрактный знак, а вполне конкретное изображение фигур, конкретных объектов. Это может быть изображение любого живого существа или любого неодушевленного предмета, любого мифического, сказочного существа, относительно которых имеется исторически сложившееся международное согласие или традиция насчет формы или вида их изображения. Поэтому художник, создающий любой вид эмблемы, должен быть знаком с международной и национальными системами символики. Змея — эмблема мудрости в Азии, но в Европе она считается эмблемой зла и коварства. В Японии рыба карп считается эмблемой силы и целеустремленности. В странах, где проживают христиане, рыба ассоциируется с именем Христа.
Возникновение эмблем часто связано с историческими, религиозными, сословными, географическими условиями, а позднее с классовыми, партийными представлениями. Например, репейник — национальная эмблема Шотландии, в России представлялся знаком никчемности (сорняк, лопух). Черепаха — эмблема медлительности в России, служила эмблемой мудрости в странах Африки.

Давайте рассмотрим всего лишь одну эмблему: изображение зайца в фольклоре различных народов. Многие народы считали, что это животное связанным с Луной. Поэтому известны изображения зайца рядом с лунными богами. В частности, в кельтском эпосе заяц считается атрибутом лунных божеств и богов охоты, и последние часто изображаются держащими зайца в руках. В Китае изображение зайца означало Луну, женскую силу «инь», супругу императора, долголетие. Заяц— четвертое животное из Двенадцати Земных Ветвей символических животных Будды. Заяц - хранитель диких животных. Для лунных празднеств изготовлялись фигуры
Лунный заяц в китайской культуре
белых кроликов. По поверьям китайцев, лунный заяц живет на Луне и толчет в серебряной ступке порошок бессмертия.
В буддизме существует легенда о том, что заяц был перенесен Буддой на Луну, что означало полное самопожертвование. Когда Будда был голоден, заяц предложил себя в качестве пищи и сам прыгнул в огонь.
В Европе заяц — символ пугливости и трусости, а также застенчивости и плодовитости. В европейском фольклоре и современной культуре чаще всего служит символом беззащитного существа. 



Пасхальный заяц или кролик символизируют рассвет и новую жизнь.
На Украине считалось, что заяц сотворен чертом. Если заяц перебежит кому-нибудь дорогу, то с тем случиться несчастье.

В христианстве заяц означает плодовитость и похоть. Белый заяц у ног Девы Марии означает триумф над похотью.
Евреи считали зайца нечистым животным и в пищу не употребляли.
Но вернемся к вопросу об эмблемах. Эмблема — это нарисованная идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых как бы зашифровано их условное, традиционное значение, о котором существует молчаливая договоренность, общее понимание в масштабе региона, общественной или социальной группы, страны или всего мира.
Эмблема олицетворяет группу единомышленников. Она — опознавательный знак для приверженцев определенных идей и убеждений, членов и работников тех или иных организаций. Например, демократы США имеют своей эмблемой осла, а республиканцы — слона. Но за пределами этих партий такие эмблемы могут восприниматься иначе. Например, осел может служить обозначением упрямства, тупости. Нравственные категории зашифровываются чаще всего путем эмблем, изображающих конкретное животное: мужество — лев, трусость — заяц, верность — пес, праздность — стрекоза. Страны и области часто олицетворяются конкретными объектами из мира природы: эмблема Канады— кленовый лист, Чехословакии — лист липы, Бенгалии—тигр. На эмблемах городов (гербах), городских цехов и производств на первый план выступают конкретные предметы, присущие данному городскому хозяйству. Крендель — эмблема цеха булочников, сапог — организации сапожников.
Давайте рассмотрим картину нидерландского живописца эпохи Раннего Возрождения Яна Ван Эйка. Это первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой изображение купца Дж. Арнольфини с женой.
Пара туфель на полу – эмблема супружества. Эти туфли могут существовать только в паре: одна с другой, и существование их порознь невозможно. Пес у ног жены Арнольфини — символ верности. Собака - распространенный символ верности и в геральдике. Ее изображение часто фигурирует на гербах феодалов как уверение в верности вышестоящему феодалу.



В алтарном образе «Благовещение», созданном в 1333 году итальянским живописцем Раннего Возрождения Симоне Мартини, между фигурами Марии и ангелом расположена ваза с белыми лилиями. Подобную деталь мы встречаем во многих картинах со схожим сюжетом, написанных европейскими мастерами. Дело в том, что белые лилии - символ невинности Марии.




Кстати, на Украине символом непорочности невесты служили гроздья калины, которыми украшали обрядовый хлеб.



Если невеста подтверждала свою непорочность, то свадебная процессия отправлялась к дому родителей невесты с шестом, украшенным гроздьями калины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...