воскресенье, 5 октября 2014 г.

Юбилейный день рождения Е.М.Ржевской

Елена Моисеевна Ржевская — русская писательница. Почётный гражданин г. Ржева (2000).
Елена Моисеевна Ржевская родилась 27 октября 1919 года в Гомеле. Окончила Литературный институт им. Горького (1948). Участница Великой Отечественной войны. На фронт попала под Ржев военным переводчиком в штаб 30-й армии. В дни падения Берлина участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.
Когда вернулась домой в Москву из Берлина и стала писать, ее потянуло обратно в пережитое на ржевской земле в невзгодное время поражения. Писать помогали фронтовые тетради, которые она вела на протяжении всей войны. Беглые заметки, обрывки диалога, зарисовки на ходу служили заготовками к рассказам. Вскоре сложился цикл рассказов «Под Ржевом», который Е.М.Ржевская отнесла в журнал. Но рукопись вернули: «Рассказы печальные. У вас быт войны, стоит ли его вообще описывать?» Так надолго оборвалась для нее тема войны. Она начала писать повести о жизни без войны, хотя и прослоенные войной: «На новом месте» (1955), «Спустя много лет» (1958). И только в 1961 году опубликовала сборник “Весна в шинели”, в который вошли преимущественно рассказы и записки Ржевской как военного переводчика. С тех пор она писала если не автобиографическую прозу, то по мотивам пережитого. Это ржевские повести: «Февраль – кривые дороги», «Ближние подступы», «Ворошенный жар». Повесть о довоенной Москве – «Знаки препинания». И совсем уже личное повествование о Варшаве, о пути на Берлин – «Далекий гул». В 1965 году вышла книга «Берлин, май 1945». В нее вошли рассказы о Великой Отечественной войне и записки о последних днях битвы за Берлин, своеобразно сочетающие лирический дневник с документальным повествованием. Единство элементов публицистики и художественной прозы определяется здесь непосредственным участием автора в описываемых событиях.
Обстоятельства в мире и особенно в нашей стране побудили Ржевскую снова обратиться к теме о нацизме, его генезисе, его роковом соблазне и тотальной разрушительности для каждого человека в книге «Геббельс: Портрет на фоне дневника» (1994). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...