понедельник, 24 февраля 2014 г.

100 лет со дня рождения Аркадия Островского.


«Лирику и пафос, трагедийный накал и юмор, забавный эпизод и событие исторического значения — все может выразить песня. Словом, мир песни должен быть таким же богатым, многообразным и многоцветным, как сама жизнь».
Аркадий Островский.

На Площади звезд возле концертного зала «Россия» в Москве установлена памятная плита, посвященная композитору Аркадию Ильичу Островскому (25.02.1914-18.09.1967). К сожалению, он рано ушел из жизни. Но его песни «Пусть всегда будет солнце», «Песня остается с человеком», «А у нас во дворе», «Небо, небо, небо...», «Спят усталые игрушки» и многие другие живут и поныне.

Аркадий Ильич Островский родился в 1914 году в Сызрани в семье музыкального мастера. После переезда семьи в Ленинград поступил в музыкальный техникум. Одновременно занимался в школе фабрично-заводского обучения при заводе «Электросила». В ПТУ он получил специальность кузнеца. Однако музыка все-таки победила. В 40-е годы он стал работать в оркестре Леонида Утесова пианистом и аранжировщиком. Джаз Утесова стал для молодого музыканта его университетами, его консерваторией. Первая популярная песня, которую он сочинил, — «Сторонка родная». Она была написана в последние месяцы войны, а закончена после Дня победы. Ее пел Леонид Осипович Утесов. В 1947 году с песней «Комсомольцы — беспокойные сердца» Островского приняли в Союз композиторов. С тех пор и началась его самостоятельная композиторская жизнь.

В 1955 году на фестивале молодежи и студентов в Варшаве Островский был удостоен золотой медали. Его песня «Пусть всегда будет солнце», прозвучавшая на конкурсе в Сопоте, и по сей день является гимном «против беды, против войны». Любопытно, что в 1967 году ребята из Новороссийска эту песню запаяли в капсулу и опустили на дно Черного моря в районе Суджукского маяка, адресуя ее потомкам, чтобы они подняли и вскрыли ее в 2017 году.

В работе Аркадий Ильич Островский был строгим и требовательным. В те годы не было ни одного певца или ансамбля, которые бы не пели его песен. Его музыка была легкой, улыбчивой, воздушной, надолго западающей в память. Островский не сомневался в том, что сердце песни — это мелодия. Но и словам он придавал большое значение, подчеркивая, что музыка и стихи должны гармонировать друг с другом. Он работал с такими замечательными поэтами, как Л. Ошанин, И. Шаферан, С. Островой, К. Ваншенкин, М. Лисянский, и другими. Бессмысленных текстов — как бы ни о чем — он не признавал.

Аркадий Ильич был веселым, жизнерадостным человеком. Любил быть во всем первым и относился к этому весьма ревниво. Он не чуждался новых ритмов и с успехом использовал их в своих песнях.
...Жизнь Островского оборвалась летом 1967 года в Сочи, куда он приехал на фестиваль. Он давно страдал язвой желудка и держался только благодаря уходу жены. В Сочи было жарко, да и диету соблюдать было непросто. Спасти его во время внезапного приступа врачам не удалось. Дома в Москве на рояле остались недописанные ноты — «Реквием». Это была какая-то мистика, а может быть, и предчувствие, что поездка к Черному морю окажется фатальной.
Иосиф Кобзон как-то сказал: «Пойте почаще песни Аркадия Островского, если хотите чувствовать радость жизни».

По материалам статьи Валентины Терской 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...