Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

четверг, 24 октября 2013 г.

Русский головной убор

Головные уборы русских красавиц всегда являлись особо поэтической деталью образа в народном костюме. Их на Руси насчитывалось великое множество.
Головные уборы незамужних девушек отличались простотой формы и изготовления. Распространенными считались венец или обруч, которые изготовляли из древесной коры, могли обшивать тканью, украшать вышивкой, бисером, жемчугом. Де­вушки в Древней Руси носили распущенные по плечам волосы, заплетенные (в одну либо в две косы) волосы мог поддерживать венчик - узкая полоса металла (яр­кого цвета ткани), что повязывалась на волосы и крепи­лась (фиксировалась) на затылке. Более богатый вари­ант венчика назывался коруной. Вен­чик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшиеся на плечи девичьи волосы.






Девичью косу украшал косник (или накосник) - впле­тенная в нее золотая нить или чаще - треугольная при­веска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нит­ками и жемчугом, окаймленная кружевом или металли­ческими пластинками. Вокруг головы была шелковая лента, у богатых - из золотых нитей.


Основой головных уборов была кика (кичка) - сим­вол замужества. Ее характеризовала мягкая тулья, окру­женная жестким, расширяющимся кверху подзором. Ее покрывали шелком. При этом передняя часть имела расшитое жемчугом чело, у ушей - рясы, сзади - задок из куска бархата (собольей шкурки), закрывавший заты­лок и шею с боков. Кичка - праздничный головной убор замужней женщины (север). По форме кички классифици­ровались так: рогатые, копытообраз­ные, лопатоообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полу­овала и т.д.




Оригинальным убором был «каб­лучок» - разновидность цилиндриче­ского головного убора.
Женщина в тверском головном уборе "каблучок". XIX век.
У этого по­вседневного головного убора множе­ство названий - «сборник», «борчатка», «борушка», «кокошник борский», «мохнатки», «моршены», «очеток». Конструкция его проста. Круг, со­бранный по внешнему краю (смор­щенный, отсюда - «морщень»), при­шивался к полоске ткани— и как бы представлял собой шапочку.

К семнадцатому столетию широко распространи­лись сорока и кокошник. Сорока - это старинный рус­ский, богато украшенный, головной убор замужних жен­щин, который являлся особенно популярным в Цент­ральной России. Молодуха носила ее по праздникам и в первые два-три года после свадьбы.



Однако подлинно русским женским головным убо­ром, отразившим всю полноту характера декора, во­бравшим богатство красок, а также причудливость форм, стал именно кокошник. Они были разной формы, в основном, это шапочки с высокой передней частью. Выходя на улицу, женщины надевали поверх убора платок или у зажиточных женщин это могли быть шапка или шляпа.
Однорогий (одногребенной ) зла­тоглав - это твердая шапочка с вы­соким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокошник обычно обтягивался парчой, шелком, выши­вался золотными нитями. Обычно надевался на молодуху сразу после венчания. Применялся лишь по большим праздникам.



Двурогий (двугребенной) златоглав отличается тем, что поперек го­ловы было два гребня: причем зад­ний всегда прямой, а передний круг­ловатый.






Клобук - это кокошник, дошед­ший до нас из глубины времен. Конусовидный головной убор с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди его украшали треу­гольная золотая пластина, ряды зо­лотых бляшек, бусы.

Однорогий кокошник шишак ­это тип кокошника с одним рогом в виде направленно­го вверх конуса. Очелье его украшалось шишками, уса­женными жемчугом или бисером, напоминающими со­сновые. Шишки символизировали плодородие. При надевании убора на новобрачную желали иметь столь­ко детей, сколько шишек располагалось на кокошнике.

Кокошник в более стилизованном варианте завоевал Европу и Америку в двадцатые годы двадцатого века. Эскизами шляпок в стиле «рус­ский кокошник» пестрели модные французские журналы тех лет, напри­мер, серия эскизов из французского журнала «Искусство и мода». Вариа­ции кокошников и сегодня появляют­ся на мировых подиумах, привлекая внимание модниц.
Мэри Пикфорд в русском костюме


 
По материалам статьи:
Донская О. Русский головной убор. Журнал «Юный художник», №9, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...