Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Веселая Масленица


«Блин не клин - живот не расколет».


 «Весёлая русская Масленица с её традиционными играми и горячими блинами покоряла своей широтой каждую истинно русскую душу» (В.Е. Воскресенский).
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели. Позже церковь добилась выдворения его за календарные сроки "великого поста". Масленица приходится на восьмую неделю перед Пасхой и заканчивается Прощёным воскресеньем. Её начало колеблется от 3 февраля (21 января по ст. ст.) до 14 марта (1 марта по ст. ст.). Название праздника "Масленица" произошло от того, что в это время принято есть очень много масленой пищи. Эта неделя стала самым ярким, радостным праздником, а также считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Её празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
Каждый день масленичной недели имел своё название:
Понедельник – «встреча». Первый день назывался Чистая масленица. Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в платья, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте.
Вторник – «заигрыш». Вокруг чучела Масленицы устраивались хороводы, весёлые игры, молодёжь каталась с гор и на качелях, а кто постарше, веселились за столом. На улицах большими компаниями катались на тройках и на простых розвальнях, устраивались представления, попадались группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались концерты.
Среда – «лакомка». В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житьё, а масленица». Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.
Четверг – «разгуляй». Название само говорит за себя: катание на санях, кулачные бои, оборона и взятие снежного городка, всевозможные обряды. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь – живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой была борьба с медведем.
Пятница – «тёщины вечерки». Главным событием было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей.
Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали родных к себе, и вручали подарки золовкам – сёстрам мужа.
Воскресенье – «прощёный день», «целовальник». Последний день самый весёлый, несмотря на его название. Тверской писатель Владимир Исаков отмечает, что по церковной традиции в Прощёное воскресенье принято просить прощения у всех знакомых и близких.
Если в течение года русские оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощёное воскресенье», целовались и просили прощения, один говорил: «Прости меня, пожалуй», второй отвечал: «Бог тебя простит». В этот день люди наряжались в шкуры животных и  изображали злых духов. Махая палками и выкрикивая оскорбления, народ выходил с чучелом Масленицы за деревню, где изображалось избиение нечисти и сжигалась соломенная Масленица. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов», с которыми детвора взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы. Молодожёны выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. На Руси свадьбы на Масленицу считались самыми щедрыми и весёлыми. Такие традиции были повсеместны на Руси.
Из воспоминаний Б.А. Германсона о праздновании Масленицы в Ржеве: «На Масленицу…, в каждом доме пекли блины, радовались и веселились по случаю начала Великого поста. Устраивались гулянья, катанье с гор. Богатые купцы катались на своих рысаках. Народ победнее гулял по улицам, пели песни, играла гармошка, плясали «Русскую»… Рабочие ходили по домам с «козой», поздравляли с Масленицей… Что такое «коза»? Это большой деревянный кол (длиной 3–4 метра), на верхнем конце была козлиная голова, вылепленная из глины. Дальше из рогож и мешков вниз свешивалось  «туловище», украшенное разноцветными лентами, бусами, бубенчиками-колокольчиками… Хозяин угощал их вином. Они пели и танцевали. А потом двигались дальше…  Ничего более яркого, впечатляющего не было в нашей жизни».
По окончании Масленицы в Ржеве проводилась ярмарка. Ежегодно их бывало две. Летом – Петровская ярмарка, и особенно крупная Сборная – зимой, после масляной недели.
«На трёх торговых площадях Ржева, за очень короткое время 5–6 дней, выстраивались многие десятки ларьков и палаток. Устанавливались различные игровые и спортивные аттракционы, десятки игровых рулеток и лотерей, ставились карусели, собирались разборные театры кукол, клоунов, помещения цирков… Изобилие товаров, их огромный товарооборот, крупные сделки коммерсантов на поставки зерна, льна, соли, леса поражали ржевитян и их гостей… Ржевская Сборная ярмарка считалась весьма престижной». (Турсков Е.А.).
И сейчас в Ржеве горожане собираются на Советской площади чтобы по традиции проводить зиму, поесть блинов и встретить весну. Желающие принимают участие в играх, конкурсах и состязаниях. Из забав, как и раньше, наибольшим успехом и популярностью пользуется катание на лошадях.

  Литература:

Баранова М. «Масленичный поезд» проехал по Ржеву // Ржевские новости. –  2011. – 16 марта. – С. 7.
Воскресенский В. Разнолетье. – Ржев, 2009. – С. 72.
Германсон Б.А. Мои воспоминания о родном Ржеве (1903-1943 годы). – Ржев, 2009. – С. 12.
Исаков В. Дневники и воспоминания. – Тверь, 2006. – С. 104; 285.
С любовью к родной земле. – Ржев, 2011. – С. 169.
Турсков Е.А. Ржев. Легенды и былое: рукопись – Ржев, 1994. – С. 66.
Энциклопедия праздников. – М., 1998. –  С. 86.



1 комментарий:

  1. Татьяна Евгеньевна! Ещё было бы хорошо, указать источники иллюстраций. Можно в подписи к картинке или в списке. Желаю успехов!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...