Приветствуем наших читателей и посетителей!

Если в Вас дремлет талант поэта, писателя, художника - присылайте свои произведения на e-mail: rzhev-cb@yandex.ru, wolgarzhev@mail.ru библиотеки, мы поможем Вашему таланту заявить о себе на страницах нашего блога: (укажите фамилию, имя, возраст, где учитесь).
На указанные электронные адреса можете прислать заявку на подбор литературы по интересующей теме, узнать о наличии нужного Вам издания. Ответ получите на указанный Вами электронный адрес.
Ждем Вас на страницах блога и в наших залах.

понедельник, 19 декабря 2011 г.

Никола зимний

        Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается 19 декабря зимним Николиным днем. Это особо чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый Святой Никола — второй после Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
        В редкий год на Руси в этот день не бывает морозов. Говорили: «На Студеного Николу снег навалит гору», «Подошел бы Николин день, будет и зима на санках». Никола зимний - и первые морозы никольские. «На день святого Николая зима с гвоздем ходит», «Зима силу набирает, солнце на весну поворачивает», «Хвали зиму после николина дня».

        Святой Николай-чудотворец воображается представлению народа то в образе «доброго деда», то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающей «походочку» Микулы Селяниновича, сына Матери-сырой земли. На русских иконах его избражают пожилым человеком – с седой бородой, с залысинами на лбу – и в епископском облачении. И оказывается, именно этот строгий человек становится под Новый год румяным, красноносым Дедом Морозом, а также Санта-Клаусом.
        В одной из легенд говорится, что Николай ввел в обычай дарить подарки на рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой, детишки утром находят подарки, а самого Рождественского Деда уж и след простыл.
       Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное – шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. "На братчину ездят незваны!", говорили в народе. "На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзья будут!" — добавляется в другом изречении, намекая на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и Яр-Хмель, общий примиритель. "Николить" — праздновать Никольщину — является в то же самое время равнозначащим словам: пить, гулять, пьянствовать. "Наши заниколили", — говорят в народной Руси, любовно относящейся к своему "веселию", но тут же следом приговаривают: "Что наковал, то и прониколил!, "Дониколился до сумы"... Крылатое слово народное рисует яркую картину деревенского веселья, связанного с зимней Никольщиною. Вся эта картина составлена из поговорок, вроде: "Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьет, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют!", "На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Николыцины валяются под лавкой!". В таких поговорках народ сам подсмеивается над своим обычаем; но он все-таки не так уж строго порицает этот последний: "Никольщина красна пивом да пирогами!", "Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печет!", "Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет!", "Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!"
       С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
       Источник:
Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
      Об авторе:
Коринфский Аполлон Аполлонович (1868 - 1937) - поэт, прозаик, переводчик, этнограф, собиратель фольклора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...